12 мая Государственная Дума приняла в первом чтении три набора поправок к Лесному кодексу РФ

12 мая Государственная Дума приняла в первом чтении три набора поправок к Лесному кодексу РФ – так называемые “лесоустроительные”, “лесовосстановительные” и “понятийные” поправки (первые два внесены Правительством РФ, последний депутаты сочинили сами). Напомним главные концептуальные ошибки каждого из этих законопроектов – этот краткий обзор уже был размещен на Лесном форуме, но ошибки никуда не делись, и полезно о них помнить.

Лесоустроительные поправки (законопроект № 1147176-7)

Ссылка на законопроект:

Законопроект № 1147176-7 “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в целях реформирования системы лесоустройства)”

Ссылка на предыдущее сообщение о законопроекте:

Законопроект о монополизации лесоустройства и других поправках к Лесному кодексу внесен в Думу

Главный концептуальный недостаток

Законопроект предусматривает монополизацию планового лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением (в настоящее время это Рослесинфорг), и запрет на самостоятельное частное лесоустройство (даже внеплановое лесоустройство за счет средств лесопользователей должно будет осуществляться государственными учреждениями). Частные лесоустроительные организации смогут быть лишь подрядчиками у этих учреждений.

Это означает, во-первых, устранение добросовестной конкуренции (которая в норме является главным механизмом, ведущим к снижению затрат и росту качества), и во-вторых, возложение лесоустройства на конкретную организацию (Рослесинфорг), в целом уже провалившую остальные виды возложенных на нее лесоучетных работ (государственную инвентаризацию лесов, обобщение материалов государственного лесного реестра, установление границ лесничеств и земель лесного фонда). Неизбежным следствием этих поправок станет дальнейшее сокращение площадей и качества лесоучетных работ, и дальнейшее увеличение средней давности лесоустройства. Оценочно, средняя по стране давность лесоустройства в случае принятия этих поправок к 2030 году составит около 32-33 лет (сейчас – около 25 лет).

Лесовосстановительные поправки (законопроект № 1133062-7)

Ссылка на законопроект:

Законопроект № 1133062-7 “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения”

Ссылка на предыдущее сообщение о законопроекте:

Правительство внесло в Думу очень бестолковые “лесовосстановительные” поправки к Лесному кодексу

Главный концептуальный недостаток

Законопроект сохраняет, а применительно к искусственому лесовосстановлению – усиливает, ориентацию действующего лесного законодательства в части воспроизводства лесов только на начальный этап этого воспроизводства (бюрократическую процедуру “отнесения земель, на которых осуществляется искусственное лесовосстановление, к землям, на которых расположены леса”, или, по старой терминологии, “перевода в покрытую лесом площадь”). Эта бюрократическая процедура приходится примерно на середину периода рубок ухода в молодняках, и ничему реальному в жизни молодого “восстановленного” леса не соответствует. Никакой явной связи между тем, что должно делаться на конкретном участке (лесосеке) до процедуры “отнесения” и после нее, ни действующее законодательство, ни новые поправки не предусматривают – ни при обычном лесовосстановлении, ни при так называемом “компенсационном” (взамен безвозвратного изъятия лесных площадей).

В результате силы и средства, вкладываемые в начальные этапы лесовосстановления, в случае принятия законопроекта будут значительно увеличены – а результативность этих вложений из-за сохранения существующей ситуации с рубками ухода в молодняках останется по-прежнему крайне низкой, а в регионах таежной зоны близкой к нулю.

Понятийные поправки (законопроект № 1146226-7)

Ссылка на законопроект:

Законопроект № 1146226-7 “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации понятийного аппарата”

Ссылка на предыдущее сообщение о законопроекте:

В Думу внесен очередной набор поправок к Лесному кодексу (как бы про “унификацию понятийного аппарата”)

Главный концептуальный недостаток

В законопроекте нет сколько-нибудь очевидного смысла – он практически ни о чем. Цитата из законопроекта, наглядно отражающая его общий уровень: “древесина – лесной ресурс, получаемый из срубленных, спиленных, срезанных стволов деревьев, который используется для получения необработанных и обработанных лесоматериалов, а также производства продукции переработки древесины”.

С начала 2021 года Государственная Дума уже приняла в окончательном чтении три федеральных закона, вносящих изменения в Лесной кодекс РФ (из них два уже официально опубликованы и вступили в силу, и один ожидает подписания и опубликования – скорее всего, это случится до конца текущей недели). Если все лесные законопроекты, которые Государственная Дума собирается рассматривать в 2021 году, будут приняты – то 2021 год станет рекордным за всю более чем тысячелетнюю историю российского лесного законодательства (со времен Правды Ярослава 1016 года) по числу принятых лесных законов. Предыдущий рекорд был поставлен в 2018 году – тогда было принято восемь наборов поправок к Лесному кодексу РФ.

Иллюстрация из журнала Крокодил, № 6, 1970 год

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=25666&sid=9a75308c1d5dbe6b24582ca921107463