Авиалесоохране исполнилось девяносто лет

7 июля 2021 года Авиалесоохране исполнилось девяносто лет. Днем рождения системы авиационной охраны лесов России считается 1 июля 1931 года, когда на территории Нижегородского края (впоследствии – Горьковской, сейчас – Нижегородской) области был совершен первый полет самолета У-2 (он же По-2) с целью противопожарного патрулирования лесов. За следующие пять лет система авиационной охраны лесов от пожаров, и в некоторой мере от вредителей и болезней, охватила основные районы страны с развитым лесным хозяйством – был создан Всесоюзный трест лесной авиации с несколькими авиационными отрядами (в Ленинградской, Архангельской, Тюменской областях и Красноярском крае), сформировалась близкая к современной профессия летчика-наблюдателя, совершены первые прыжки парашютистов-пожарных на тушение лесных пожаров. С тех пор и примерно до середины нулевых годов XXI века (до внесения ряда поправок в Лесной кодекс РФ в 2004-2005 годах, и до принятия нового Лесного кодекса РФ в 2006 году) советская, а затем и российская, система авиационной охраны лесов от пожаров оставалась одной из самых сильных, профессиональных и технически оснащенных в мире.

В нулевые годы XXI века российская система авиационной охраны лесов пережила два мощнейших законодательных удара. Первый был нанесен федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ № 199-ФЗ, передавшим все полномочия по тушению лесных пожаров на региональный уровень, а второй – новым Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года с подзаконными актами к нему, в результате принятия которых уже не только полномочия, но и почти весь имущественный комплекс, и кадры Авиалесоохраны оказались поделенными между субъектами РФ. “Децентрализация” (в кавычках) уничтожила одно из главных преимуществ старой системы авиационной охраны лесов от пожаров – возможность быстрой переброски большого количества профессиональных лесных пожарных и авиационной техники в наиболее горящие регионы. Сейчас, через полтора десятилетия после принятия разрушительных для Авиалесоохраны законов, эта возможность только начинает постепенно восстанавливаться. От собственной лесной авиации, которой Авиалесоохрана располагала к середине нулевых годов нынешнего века (67 самолетов Ан-2, 19 вертолетов Ми-8 разных модификаций, и 17 самолетов и вертолетов других типов), за полтора десятилетия разрушительных реформ не осталось почти ничего – и только сейчас началась закупка новых вертолетов (шести) для создаваемого лесопожарного центра “Север”.

Происходящие в стране и лесах процессы, в том числе связанные с изменением климата (увеличением продолжительности пожароопасного сезона, частоты и интенсивности засух, ростом катастрофических пожаров в самых удаленных и труднодоступных северных районах) и с обезлюденьем обширных таежных и вообще лесных территорий, делают восстановление мощной централизованной системы авиационной охраны лесов все более и более актуальным. В районах, где нет и по природным условиям не может быть развитого лесного хозяйства – а это примерно две трети российских лесов и иных земель лесного фонда – никакой иной возможности обеспечить быстрое реагирование на возникающие пожары, кроме как с помощью сильной самодостаточной централизованной системы авиационной охраны лесов, просто нет. Поэтому без восстановления Авиалесоохраны примерно в том виде, в каком она существовала до разрухи нулевых, но с современными техническими и информационными возможностями, сохранить основную часть российской тайги от огня, обеспечить выполнение лесами важнейших средообразующих и климаторегулирующих функций, не получится. Никакого иного пути нет – Авиалесоохрану как централизованную систему авиационной охраны лесов и быстрого реагирования на чрезвычайные лесопожарные ситуации нужно восстанавливать уже в самые ближайшие годы. Жадность тут неуместна – речь идет о сохранении благоприятных, а во многих случаях и просто приемлемых, условий для жизни людей.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=25790