Беспилотники учатся тушить пожары

Сергей Артемов


российские города все активнее используют в сфере общественной безопасности интеллектуальные системы видеонаблюдения и геолокации, беспилотники, оборудованные лазерным сканером. Передовые наработки обсудили в рамках деловой программы Первых Всероссийских игр «Умный город. Живи спортом», прошедших в Саратове.

Интерес чиновников к цифровым технологиям подстегнула пандемия COVID-19. Из-за режима самоограничений начались перебои поставок зарубежного оборудования, применяемого в целях общественной безопасности. С началом спецоперации на Украине в разы выросло количество кибератак, а многие заграничные поставщики услуг покинули РФ. Это заставило руководителей муниципалитетов обратить внимание на отечественные инновационные разработки в этой сфере.

В последнее время переход на цифру городских экосистем усилился. По данным Минстроя рф, индекс IQ российских городов — обобщенный показатель уровня развития цифровых технологий в городах — в 2021 году вырос на 16%. В области цифровизации городского хозяйства лидирует Москва, набравшая 117,2 балла из 120 возможных в индексе IQ. В топ-5 также вошли Тюмень (100,75 балла), Санкт-Петербург (98,13), Ханты-Мансийск (91,61) и Нижний Новгород (88,26).

Как полагает член рабочей группы Минстроя рф по реализации проекта «Умный город» Владимир Маркин, самое узкое место в процессе цифровизации не обработка и хранение данных, а их сбор. «Требуется новый подход в формировании баз данных. Сейчас разные ведомства и городские службы поднимают в небо беспилотники с различными нагрузками и задачами. Хотя один дрон, снабженный разным навесным оборудованием, способен комплексно собирать показатели выбросов метана, измерять инфракрасное излучение и пожары. Держателем объединенных цифровых баз данных должен стать субъект Федерации», — отметил Маркин.

По его мнению, для нужд муниципалитетов больше всего подходят российские БЛА, оснащенные лазерным сканером. Такие дроны, снимающие на скорости до 160 км/ч разнообразную информацию на полосе шириной около 1 км, уже доказали свою эффективность во время мониторинга охраняемых природных территорий, уровня безопасности важных энергообъектов и гидротехнических сооружений.

Представители правительства Саратовской области рассказали об успешном использовании квадрокоптеров в области охраны лесов от пожаров. В этом году благодаря их использованию количество лесных пожаров, несмотря на аномальную жару, сократилось в регионе в 4 раза, а их площадь — в 41 раз по сравнению с прошлым годом.

В ближайшее время возможности дронов для борьбы с огнем расширятся. Как сообщил «МК» начальник отдела перспективных технологий Департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС РФ Сергей Колеганов, сейчас на объектах ведомства в Оренбурге и Балашихе операторы учатся синхронно поднимать дроны на высоту до 100 метров для пенной атаки. Навыки пригодятся им для тушения пожаров в жилых небоскребах и на высотных промышленных объектах.

Еще одно перспективное направление — развитие государственной информационной системы экстренного реагирования при ДТП. Как сообщил руководитель коммерческой дирекции АО «ГЛОНАСС» Леонид Парамонов, сейчас в россии к системе подключено около 9 млн автомобилей. С ее помощью время передачи данных в экстренные службы с точными координатами мест аварий занимает считаные секунды, что ускоряет поиск пострадавших и увеличивает шансы сохранить жизнь и здоровье участников дорожного движения. 80% вызовов через систему поступает в автоматическом режиме, когда водители и пассажиры не могут самостоятельно нажать на кнопку SOS. Помимо этого система позволяет подключиться к сервису «Помощь на дороге», когда автомобилисты, нажав кнопку SOS, могут вызвать эвакуатор или заказать доставку топлива.

Водители пассажирского транспорта, такси и автомобилей «скорой помощи», оснащенных системой вызова экстренных служб, в случае ЧП могут вызвать наряд росгвардии. Завершившийся в Москве пилотный проект, в рамках которого около 300 автобусов были оснащены кнопкой SOS, признан успешным. В следующем году эксперимент планируется распространить на весь столичный общественный транспорт.

Параллельно идет пилот на платных дорогах госкомпании «Автодор» в Подмосковье. Чтобы упростить и ускорить прибытие аварийных комиссаров, водителям достаточно нажать кнопку SOS. Сейчас такая услуга уже доступна на двухсоткилометровом участке трассы М-4 «Дон», планируется ее масштабирование на все платные магистрали.

Массовый уход с рынка иностранных провайдеров сервисов мониторинга транспорта озадачил многих российских автоперевозчиков. Но тревога оказалась ложной. С начала года более 70 тыс. транспортных средств подключились к отечественной системе «Мониторинг ЭРА».

Большие возможности для мониторинга общественной безопасности и поддержки малого бизнеса открывает искусственный интеллект (ИИ). Как отметил директор по развитию ГК ЦРТ Олег Глебов, в развитых городах с помощью данных, собранных ИИ, власти подсказывают предпринимателям места, где существенно вырос пассажиропоток, а значит, есть смысл открыть новый бизнес. ИИ также помогает оперативно понять, какие необходимые городские коммуникации находятся рядом с выбранным объектом.

Вчера начал работу Национальный центр развития искусственного интеллекта, призванный стать площадкой для отбора ИИ-решений для бизнеса, науки и государства. Так что не стоит удивляться, если в скором времени заступившие на службу полицейские роботы появятся не только в Хайдарабаде (Индия) и Дубае (ОАЭ), но и на улицах российских городов.

Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28867 от 13 сентября 2022

https://www.mk.ru/economics/2022/09/12/bespilotniki-uchatsya-tushit-pozhary.html

 72 total views,  1 views today

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.