На прошедшем 14 января Гайдаровском форуме спецпредставитель президента РФ по вопросам климата Р.С.-Х.Эдельгериев заявил, что каждый россиянин в наступившем году может внести персональный вклад в уменьшение их количества до исторического минимума.
Цитата из сообщения ТАСС (ссылка):
“Мы везде заявили, что наш подход к углеродной нейтральности будет через лесной сектор – путем поглощения накопленного объема выбросов в атмосфере <…> Потенциал поглощения в мире мало у каких стран есть <…> Считаю, что, в первую очередь, нужно всей стране, просто каждому гражданину, заняться тем, чтобы довести до исторического минимума пожары в лесах. Это шаг номер один, с которого мы должны начать год”.
Это совершенно правильная идея: поскольку по меньшей мере девяносто процентов лесных пожаров и практически сто процентов торфяных происходят по вине человека, только максимально осторожное обращение людей с источниками огня на природных территориях может принципиально изменить ситуацию. Как показывает опыт, например, США, Канады и Австралии, если люди привыкли жечь и считают, что без выжиганий невозможно ни вести сельское и лесное хозяйство, ни обезопасить территории от неконтролируемых пожаров – то сколько бы сил и средств ни вкладывалось в борьбу с огнем, роста пожаров и пожарных катастроф избежать не получается. А опыт большинства европейских стран показывает, что в тех странах, где огонь исключен из практики землепользования, люди в целом привыкают обращаться с огнем гораздо осторожнее, и пожары становятся большой редкостью.

Журнал Крокодил, 1966, №22
У нас пока пожароопасные практики очень широко применяются в сельском и лесном хозяйстве, и государство в очень большой степени способствует их дальнейшему распространению. Из них самую большую опасность представляют:
“сельскохозяйственные палы” – сжигание сухой травы, стерни и других растительных остатков на землях сельскохозяйственного назначения (часто это делается специально для уничтожения молодых самовольно выросших лесов – поскольку за само существование такого леса на земле сельхозназначения собственника могут оштрафовать на сумму до 700 тысяч рублей, а землю отобрать);
“контролируемые выжигания” – сжигание сухой травы и других горючих материалов рядом с лесом или под пологом леса, обычно весной, в надежде на то, что выжженные участки предотвратят распространение огня в самый пожароопасный летний период (чаще всего эти выжигания проводятся за бюджетные деньги работниками государственных организаций – но, поскольку денег, сил и здравого смысла катастрофически не хватает, обычно без соблюдения даже минимально необходимых мер пожарной безопасности);
сжигание порубочных остатков на лесосеках – очистка мест рубок для удобства последующего лесовосстановления или просто потому, что так положено (теоретически сжигать порубочные остатки в пожароопасный период запрещено – но, поскольку за неочистку лесосек полагаются более суровые наказания, чем за нарушения правил пожарной безопасности, жгут тогда, когда порубочные остатки хорошо горят и полностью сгорают, то есть в сухую и теплую погоду).
Широкое распространение пожароопасных практик в сельском и лесном хозяйстве ведет к неуклонному росту пожарной опасности тремя разными способами:
во-первых, такие выжигания часто становятся непосредственными причинами крупных и даже катастрофических лесных, торфяных и иных ландшафтных пожаров;
во-вторых, они приучают людей к тому, что жечь сухую траву можно и нужно, и обычно дают старт к началу массовых ее поджогов всеми, у кого есть спички и не хватает разума;
в-третьих, каждое новое выжигание убивает молодые деревья и какую-то часть взрослых, делает территорию более открытой, равномернее просыхающей и сильнее продуваемой, с бóльшими запасами травы, чем способствует еще более быстрому распространению следующих пожаров.
Поэтом очень важно, чтобы не только каждый житель России стал более осторожным – но и чтобы само государство отказалось от массового использования огня в своих лесах и на других природных территориях, перестало платить за якобы “контролируемые” выжигания, закрывать глаза на их последствия, и вынуждать собственников земли выжигать молодые леса. Только в этом случае совместными усилиями государства и граждан количество возникающих пожаров можно будет сократить в разы, и сэкономить силы для борьбы с той относительно небольшой долей пожаров, которая возникает по природным причинам (от молний, вулканов и метеоритов).
Разумеется, для эффективной охраны лесов от огня нужны и другие меры, но без исключения огня из сельского и лесного хозяйства справиться с пожарами точно не получится.
http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=26291&sid=959f7b9349c61c93a1fe119ba37c8bab
Правильные слова отдельные чиновники говорят давно. Ещё в советские времена были правдивые публикации, вселяющие надежду. Только не менялось ничего. Если враньё и туфта в системе, то слова одинокого чиновника, с честным взглядом на происходящее, глас вопиющего в пустыне.
Нужно и всей стране, и каждому гражданину добиваться минимума пожаров в лесах. Эти бы слова, да всей вертикали власти в уши. Только куда укоренившуюся туфту девать? Не повернётся эта вертикаль власти к реальности. Задачи в государстве другие, сейчас в приоритете зоны контроля и защита от пожаров населённых пунктов. Тушить пожары сразу в день обнаружения задачи нет, потому и возможностей такого тушения нет.
И какой толк взывать всей стране и каждому гражданину? Без авиации и работающей парашютной службе Сибирь всё равно будет полыхать.
И как прекратить выжигать сухую траву, если это в лесных планах по всей России и утверждено Рослесхозом?