Конфликт, способный серьезно дискредитировать российский лесной комплекс, нарастает в Красноярском крае

В Красноярском крае развивается серьезный конфликт, связанный с наложением приоритетных лесных инвестпроектов на охотничьи участки и территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (Эвенкии), способный серьезно дискредитировать весь российский лесной комплекс. Уважение прав коренных народов, особенно малых, и сохранение их традиционной среды обитания во всем мире сейчас считается одним из важных условий и критериев правильного управления лесами. С течением времени, в том числе по мере появления все новых и новых свидетельств уничтожения среды обитания малых коренных народов по мере промышленного освоения диких лесов, этот условие становится все более значимым и важным для общества. Крупные проекты, разоряющие территории традиционного природопользования коренных народов, в мире все еще довольно часты – но с течением времени они вызывают все большее общественное неприятие, приводят к конфликтам. Для репутации крупных лесных компаний или целых лесных стран такие конфликты могут быть едва ли не более болезненными, чем массовые незаконные рубки или самое бесхозяйственное лесопользование.

В Красноярском крае нарастающий конфликт связан с одним существующим и двумя планируемыми приоритетными лесными инвестпроектами (один из которых, возможно, уже “сдулся”, но второй пока подает признаки административной жизни).

Существующий проект – это приоритетный лесной инвестпроект Краслесинвеста по “расширению лесопильного производства, строительству пеллетного завода, строительству целлюлозного комбината – новых элементов развития крупнейшего лесопромышленного комплекса”. В обращении Союза общин коренных малочисленных народов Севера к заместителю полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе говорится, что до последнего времени АО “Краслесинвест” не уведомляло общину коренного малочисленного народа о планах по лесозаготовке, не согласовывало месторасположение лесосек на конкретный сезон лесозаготовки, не осуществляло оценку последствий рубок в условиях вечной мерзлоты и возмещение причиненных общине заготовкой древесины убытков во внесудебном порядке, а сама деятельность по заготовке древесины велась с многочисленными и разнообразными нарушениями действующего законодательства.

Проектируемые проекты – это приоритетные лесные инвестпроекты ООО “Атлант” по “строительству лесоперерабатывающего производства и организация выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью в Красноярском крае” и ООО “Эколес” по “созданию в Красноярском крае производственного комплекса по переработке леса”. Проект приказа по первому из них (Атланту) с перечнем кварталов, которые предполагается предоставить под этот проект для заготовки древесины, размещен на сайте Минлесхоза Красноярского края; проект приказа по второму (Эколесу) ранее был размещен там же, но в настоящее время с сайта убран. Ссылка:

Решения (проекты решений) об отборе (отклонении) заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов

Конфликт, связанный с наложением приоритетных лесных инвестпроектов на охотничьи участки и территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера – это вопрос отнюдь не регионального, а общероссийского значения. Пока конфликт действительно развивается преимущественно на местном и региональном уровнях – но длится он уже больше восьми лет, а никакого позитивного решения не видно. При таком развитии событий конфликт неизбежно рано или поздно выйдет на более высокий уровень и затронет крупные цепочки поставки лесной продукции из Красноярского края вплоть до конкретных ее потребителей – а это будет уже серьезной проблемой для репутации лесного комплекса всей страны. Поэтому органам управления лесами и леспромом федерального уровня – в том числе Минприроды, Минпромторгу, Рослесхозу – необходимо уже сейчас обратить пристальное внимание на эту ситуацию, постараться по максимуму избежать пересечения приоритетных лесных инвестпроектов с территориями традиционного природопользования и охотничьими угодьями коренных малочисленных народов, а там, где пересечения избежать невозможно (например, где оно уже фактически случилось) – обеспечить максимальный учет и уважение интересов этих общин.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=25825&sid=07e3132243e68944be7f4a310a4f2c78

Loading