Кто в лесу хозяин?

2021-10-29

Ольга Шишанова

Депутаты настаивают на отстранении региональных акимов от управления лесным хозяйством, поскольку, по их мнению, деятельность чиновников приносит больше вреда, чем пользы

Как известно, Казахстан относится к малолесным государствам. Лесами покрыто только около четырех процентов территории страны, при этом на саксауловые насаждения приходится практически половина лесопокрытой площади. Ситуацию усугубляет резко континентальный климат, преобладающий на большей части территории республики, который обуславливает жесткие лесорастительные условия, затрудняющие воспроизводство лесов и лесоразведение.

Тем не менее сегодня в стране действует двухуровневая система управления государственным лесным фондом: отдельно на республиканском уровне и отдельно на уровне областных акиматов.

– Нарушение и разделение целостности управления лесным хозяйством в Казахстане берет начало с 2000 годов, когда от лесхозов отделили цеха промышленного производства, которые через несколько лет после их объединения на уровне областей были признаны банкротами и просто исчезли из виду, – поясняет депутат Мажилиса Парламента РК Елдос Абаканов.

Тогда же постановлением Правительства РК от 8 октября 2003 года 124 единицы государственных учреждений по охране лесов и животного мира были переданы в коммунальную собственность, то есть в ведение акимов областей, одновременно с передачей функций по ведению лесного хозяйства.

– Но, к сожалению, эта мера привела лишь к расстройству налаженной системы лесоуправления и единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. К тому же одной из целей передачи лесхозов местным исполнительным органом было снижение нагрузки на республиканский бюджет за счет финансирования лесного хозяйства областными бюджетами. Вот только и эта мера не сработала, так как до сих пор лесные учреждения страны все равно финансируют из республиканского бюджета через трансферты общего характера, – утверждает Абаканов.

Куда уходят деньги из областных бюджетов, предназначенные для воспроизводства и сохранения лесов, никто толком до сих пор объяснить не в состоянии. Более того, проведенный экспертами ООН в Казахстане анализ состояния лесного хозяйства в период с 2003 по 2018 год показал, что существенного улучшения в состоянии лесного хозяйства республики не наблюдалось. Хуже того, сегодня, согласно экспертным данным, численность лесной охраны и материально-техническое оснащение лесхозов осталось на прежнем уровне и практически не соответствует утвержденным нормативно-правовым актам. А заработная плата лесников, несмотря на многочисленные дебаты по этому поводу в течение предыдущих нескольких лет, остается на самом низком уровне в республике – 40 тысяч тенге.

Конечно, можно сослаться на то, что опрос работников лесных учреждений выявил, что количество специалистов с профильным образованием составляет всего 33 процента, из которых высшее образование имеют только 10 процентов, а среднее специальное – 23 процента от общего количества сотрудников лесной отрасли.

Ситуацию усугубляет и тот факт, что в предыдущие годы практически во всех регионах республики участились случаи вывода земель лесного фонда для различных хозяйственных целей. В то время как возмещение потери лесохозяйственного производства лесных культур осуществлялось в лучшем случае только в двукратном размере.

– Возникает резонный вопрос: а не кощунство ли это, когда вместо многолетних деревьев посадят молодые саженцы? Приживутся ли эти деревья, восстановят ли таким образом объем потерянного леса, кто это будет контролировать? В этой связи считаю, что необходимо прекратить практику выделения земель для добычи различных полезных ископаемых на лесных территориях. Тем более это несет резко отрицательный экологический эффект, – утверждает мажилисмен, и с ним трудно не согласиться.

Плюс при такой системе управления возникает риск исполнения поручений главы государства по посадке более двух миллиардов деревьев в лесном фонде.

– И потому было бы более уместно поднять вопрос принятия новой государственной политики в сфере лесного хозяйства, которая должна быть направлена на концептуальный пересмотр, уточнение и расширение задач обеспечения сохранности биологического разнообразия лесных экосистем, – настаивает Абаканов.

Для чего в виду неэффективности пребывания лесных массивов под управлением региональных властей необходимо вернуть под управление Министерства экологии, геологии и природных ресурсов хотя бы те 124 единицы государственных учреждений по охране лесов и животного мира, переданных под юрисдикцию акиматов областей почти 20 лет назад.

Во-вторых, провести анализ существующей лесной политики и пересмотреть его с учетом формирования экологического лесного хозяйства на основе перехода от ресурсно-сырьевого принципа использования лесных ресурсов к эколого-экономическому, попутно приняв серьезные меры по остановке варварского освоения лесов с целью добычи полезных ископаемых.

И, наконец, все-таки попытаться обеспечить формирование высококвалифицированного кадрового потенциала за счет организации качественных условий труда, повышения заработной платы и соответствующего социального пакета для работников лесного хозяйства.

Нур-Султан

https://www.np.kz/news.php?id=1915