Лесные уроки Шишкина: чему лесоводы могут научиться у великого художника

190 лет назад, 25 января 1832 года, в городе Елабуге (тогда это был уездный центр Вятской губернии, сейчас – райцентр в Республике Татарстан) родился Иван Иванович Шишкин – великий художник, профессор, академик Императорской академии художеств, самый известный российский художник-пейзажист, в творчестве которого главное место всегда занимал лес.

Изображение

И.И.Шишкин, 1832-1898

За свою долгую творческую жизнь Шишкин нарисовал около двухсот картин, связанных с лесом. Многие из них в представлении не нуждаются – например, такие, как Утро в сосновом лесу или Корабельная роща. Лесные картины Шишкина не только прекрасны сами по себе, но еще и могут служить важным учебным пособием для специалистов лесного хозяйства, в том числе будущих.

Дело в том, что лесное хозяйство исторически, с самого своего зарождения, ориентировалось в первую очередь на выращивание хозяйственно ценных лесов – здоровых, устойчивых, продуктивных, способных дать человеку максимальное количество нужной ему качественной древесины. Идеал лесного хозяйства – так называемое “нормальное насаждение”, имеющее полноту 1, то есть максимально густое и сомкнутое для конкретных условий своего существования. В нормальном насаждении не должно быть сколько-нибудь крупных просветов, деревья должны расти не перегущенно, но близко друг к другу и равномерно по площади – чтобы с максимальной эффективностью использовать солнечный свет, и чтобы стволы были ровными, прямыми и быстрее освобождались от нижних веток и сучьев. В идеале, если уход за таким лесом ведется правильно с точки зрения классического лесоводства, деревья должны быть если не одинаковыми, то близкими друг к другу по развитию, высоте, диаметру. И весь лесной массив при правильно организованном классическом лесном хозяйстве в идеале должен целиком состоять из отдельных участков (выделов) таких нормальных насаждений разного возраста – то есть быть максимально густым и сомкнутым (кроме, разумеется, участков недавних рубок), чтобы как можно меньше солнечной энергии пропадало зря.

Такой подход к лесоводству совершенно логичен, когда речь идет об обычных хозяйственных лесах на староосвоенных лесных землях, даже в густонаселенных в целом районах страны. Эффективное выращивание хозяйственно ценных лесов не только дает людям работу и средства к существованию, но и позволяет, хотя бы в теории, ограничить расползание лесозаготовок на оставшиеся дикие и другие биологически ценные леса – и с этой точки зрения концепция “нормальных насаждений”, максимально эффективно использующих солнечный свет для своего роста, вполне верна. Но есть леса, где главным приоритетом является не получение древесины, а формирование благоприятных условий для отдыха людей – например, в окрестностях крупнейших городских агломераций, вблизи поселений, в районах с наибольшей плотностью населения. Это не очень большие территории в масштабах страны – в пределах одного-двух процентов от общей площади российских лесов, но очень важные, поскольку от них во многом зависит здоровье и счастье десятков миллионов людей.

Тут надо ориентироваться на такой показатель, который выходит за рамки классического лесоводства и концепции нормальных насаждений, и вообще очень плохо поддается какой бы то ни было формализации – на красоту леса, его эстетическую привлекательность. И вот с этим картины Шишкина (а также других художников, рисующих лес) могут помочь: они дают представление о том, какие именно леса кажутся художникам (специалистам по красоте) красивыми, и на что следует ориентироваться при выращивании и поддержании лесов в тех случаях, когда главной целью лесоводства является не древесина, а красота.

Формализовать красоту трудно, но некоторые общие свойства лесов, которые изобразил на своих картинах Шишкин, перечислить можно.

Во-первых, это почти всегда полуоткрытые ландшафты: опушки, редины, отдельные деревья или группы деревьев, или просто леса с не очень высокой полнотой и сомкнутостью крон.

Во-вторых, это почти всегда леса или деревья старые, крупные, давно перешагнувшие порог хозяйственной спелости или даже “перестойности”.

В-третьих, деревья почти всегда кряжистые, с широкими кронами, часто с искривленными и сбежистыми стволами, многие по хозяйственным меркам – фаутные (порочные).

В-четвертых, это леса разнообразные по составу деревьев, густоте и многим другим параметрам.

В-пятых, нигде на картинах Шишкина нет искусственно созданных лесных насаждений с ровными рядами равномерно расположенных деревьев – хотя в его время таких уже было немало, тем более в европейских странах, по которым художнику довелось путешествовать.

В общем, картины Шишкина – это целая галерея учебных пособий для тех лесоводов и будущих лесоводов, чья работа связана с лесами в пригородах и в самых густонаселенных районах страны, и где одной из главных целей лесного хозяйства должна быть красота, привлекательность леса для большинства самых обычных людей.

Ниже приводятся некоторые лесные картины Шишкина.

Утро в сосновом лесу, 1889

Дубовая роща, 1887

Корабельная роща, 1898

Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872

Сосновый бор, 1885

Ручей в березовом лесу, 1883

Тевтобургский лес, 1865

Лесной пейзаж с цаплями, 1870

Темный лес, 1876

Лес, 1880-е годы

Дождь в дубовом лесу, 1891

В лесу графини Мордвиновой. Петергоф, 1891

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=26314

Loading