М.Л.Крейндлин. Изменения в законодательстве, касающиеся ООПТ, в конце 2020 года

В конце 2020 года в связи с так называемой “регуляторной гильотиной” (процесс, направленный на отмену старых избыточных и дублирующих друг друга нормативных правовых актов (НПА) и замену их актуализированными, снимающими избыточное давление на бизнес) отменено и издано вновь большое количество НПА, в том числе – имеющих отношение к охране ООПТ. Краткий анализ положений некоторых из них, касающихся ООПТ, приведен ниже.

Общие нормы

Федеральный закон от 20.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 505-ФЗ).

В окончательном виде принятие данного Федерального закона серьезный – успех всего природоохранного сообщества!

Во-первых, сохранены нормы о недопустимости изменения границ государственных природных заповедников и национальных парков (кроме случаев их расширения). То есть, изъятие земель заповедников и национальных парков остается незаконным.

Во-вторых, наконец-то приняты поправки в 4 федеральных закона, снимающие существенные ограничения и административные барьеры, не имеющие значимого природоохранного значения, но при этом годами отравляющие жизнь граждан, проживающих в населённых пунктах на территориях национальных парков (и не только), осложняющих работу органов местного самоуправления и тем самым – создающих социальную напряжённость и дискредитирующих идеи ООПТ в глазах местного населения.

В результате:

– отменен запрет на приватизацию земельных участков в границах населённых пунктов, расположенных на ООПТ (кроме государственных природных заповедников) (статья 3.1 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях” (далее – Федеральный закон «Об ООПТ»), статьи 27, 95 Земельного кодекса РФ в редакции Закона 505-ФЗ);

– в границах населённых пунктов (в составе национальных парков) сняты запреты на добычу подземных вод для целей питьевого и технического водоснабжения, на представление земельных участков для садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и жилищного строительства, на строительство спортивных объектов (п.2 статьи 15 Федерального закона “Об ООПТ” в редакции Закона 505-ФЗ);

– перечень видов социально-экономической деятельности в национальных парках и их охранных зонах, подлежащих согласованию в Минприроды России и порядок их согласования теперь будут установлены Правительством (до сих пор это делалось по усмотрению работников Минприроды) – п.4 статьи 15 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях” в редакции Закона 505-ФЗ;

– в обязательном порядке с Минприроды должны быть согласованы документы территориального планирования и планы землепользования и застройки населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков (п.4 статьи 15 Федерального закона “Об ООПТ”, ст. 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ в редакции Закона 505-ФЗ);

– в органах местного самоуправления (а не в Москве в Минприроды России) теперь требуется получать разрешение на строительство или уведомлять о строительстве индивидуального или садового дома в населённых пунктах на ООПТ (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в редакции Закона 505-ФЗ, статья 51.1 Градостроительного кодекса РФ);

– государственная экологическая экспертиза проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры в населенных пунктах, расположенных на федеральных ООПТ , больше не потребуется (перечень таких объектов установит Правительство России) – ст. 11 Федерального закона “Об экологической экспертизе” в редакции Закона 505-ФЗ.

Выдача разрешений на строительство

Приказом Минприроды России от 29 октября 2020 г. № 864 (зарегистрирован в Минюсте России 21 декабря 2020 г. № 61633), утвержден Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

При его применении следует иметь в виду, что в связи с принятием Федерального закона № от 30.12.2020 № 505-ФЗ, данный регламент не распространяется на строительство объектов капитального строительства в населенных пунктах, включенных в границы ООПТ, если границы указанных населенных пунктов внесены в ЕГРН, поскольку в таких населенных пунктах разрешение на строительство выдается уполномоченными органами местного самоуправления.

Обеспечение пожарной безопасности

Важные правовые новации внесены в законодательство в части обеспечения пожарной безопасности.

Так, согласно Федеральному закону от 22.12.2020 N 454-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности”, в законодательство внесено определение ландшафтного пожара:

“ландшафтный (природный) пожар – неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;

лесной пожар – разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу”;

То есть любое неконтролируемое распространение огня на природных территориях (вне зависимости от причиненного вреда) теперь относится к ландшафтным пожарам, а если огонь распространяется по лесу – то к лесным пожарам (ранее согласно части 5 статьи 51 Лесного кодекса РФ к лесным пожарам относились только пожары в лесах на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий).

Помимо этого, часть 5 статьи 51 Лесного кодекса РФ изложена в следующей редакции:

“5. Тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”.

То есть, теперь на все пожары на землях ООПТ (не только лесные) распространяются требования Лесного кодекса РФ, Федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “О пожарной безопасности”.

В частности, это означает, что требования Правил пожарной безопасности в лесах и других нормативных правовых актов, изданных в развитие Лесного кодекса в сфере охраны лесов от пожаров, распространяются и на непокрытые лесом земли особо охраняемых природных территорий.

В рамках “регуляторной гильотины” приняты новые Правила пожарной безопасности в лесах (утверждены постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614).

Они, в основном, повторяют старые Правила, но важно, что согласно п. 20 Правил, в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается профилактическое контролируемое противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

А поскольку теперь эти правила распространяются на все ландшафтные пожары, то этот запрет касается и профилактических выжиганий на нелесных землях (например, профилактические выжигания сухой травы или тростника).

Охрана, защита и использование лесов

Очень много новых нормативов принято в сфере лесного законодательства (с их подборкой можно ознакомиться здесь). Многие из них затрагивают и лесные отношения на ООПТ.

Остановимся на некоторых, по нашему мнению, наиболее значимых.

Методика определения вреда лесным насаждениям

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2164 внесены следующие изменения в приложение № 4 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1730:

“2. Объем уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан определяется путем сплошного перечета по породам с распределением на срубленные, поврежденные до степени прекращения роста и поврежденные не до степени прекращения роста.

Объем срубленных сухостойных деревьев, а также буреломных и ветровальных деревьев определяется сплошным перечетом.

Для определения объема уничтоженного, поврежденного или срубленного ствола дерева применяется диаметр на высоте 1,3 метра от шейки корня. В случае отсутствия ствола дерева для определения объема производится измерение диаметра пня в месте спила, которое принимается за диаметр ствола на высоте 1,3 метра.

Объем уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан определяется по сортиментным таблицам, применяемым в субъекте Российской Федерации, по первому разряду высот в коре. В случае отсутствия в сортиментных таблицах данных по первому разряду высот в коре при определении указанного объема используются сортиментные таблицы, применяемые в субъекте Российской Федерации по наивысшему в указанных таблицах разряду высот в коре”
.

2. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

4. При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится, применяется ставка платы, установленная в отношении деловой средней древесины и вывозки древесины на расстояние до 10 километров. Для пород деревьев, по которым отсутствуют ставки платы за единицу объема древесины, применяются ставки платы, установленные для пород (видов) деревьев, у которых совпадают морфологический, физиолого-биохимический, генетико-репродуктивный, географический критерии уникальности.

В случае если в соответствии с таксами, предусмотренными приложениями N 1 – 3 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1730 “Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства” (далее – таксы), размер вреда исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, в отношении вывозки древесины до 10 километров, а также ставки платы, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации.”.

Указанные изменения сильно упрощают определение размера вреда, причиненного в результате незаконной рубки, поскольку теперь при расчете объема и стоимости незаконно заготовленной древесины не требуется разделять ее на деловую и дровяную, по категориям крупности, и даже осуществлять перевод ступеней толщины древесины с уровня пня на уровень груди.

Охота

Многие новации связаны с регулированием охоты, в том числе на ООПТ.

В первую очередь – это Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477, (зарегистрирован в Минюсте России 31.08.2020 № 59585).

В частности, предусмотрено следующими пунктами указанных Правил:

5. При осуществлении охоты физические лица обязаны:

5.2 иметь при себе:

5.2.5 в случае осуществления охоты на иных территориях (в том числе особо охраняемых природных территориях), являющихся средой обитания охотничьих животных – разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти или федеральными государственными бюджетными учреждениями, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление соответствующими особо охраняемыми природными территориями;

Таким образом, еще раз подчеркивается, что на ООПТ охота должна осуществляться по разрешениям, выданным природоохранными учреждениями.

5.3 по требованию должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего надзора, а также государственных учреждений, находящихся в их ведении, и других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, разряжать охотничье оружие, предъявлять, передавать им для проверки документы, указанные в пункте 5.2 настоящих Правил, а также предъявлять для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства;

5.7 после добычи охотничьего животного до начала действий, совершаемых с добытым животным, а именно снятие шкуры, ощипывание перьев, потрошение и разделение туши на части, отделение тканей и органов (далее – первичная переработка) или любого перемещения охотничьих животных или их частей (далее – транспортировка), заполнить сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве в разрешении на добычу охотничьих ресурсов. Отметка о добыче охотничьего животного проставляется, если в отношении охотничьего животного выдано разрешение на добычу конкретного количества особей таких животных.

То есть, четко определено, что отметка о добыче или соответствующие сведения в разрешение на добычу охотничьих ресурсов должны быть внесены до начала первичной переработки добытого животного.

14. Охота на особо охраняемых природных территориях и иных территориях, на которых установлен особый режим природопользования, в том числе включенных в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1050 “О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 21, ст. 2395), осуществляется с соблюдением настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и режимом природопользования, установленным на этих территориях.

То есть – установлен приоритет режима охраны ООПТ и их охранных зон.

24. При доборе раненого копытного животного разрешается заходить в охотничьи угодья, не указанные в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, предварительно сделав в нем отметку о ранении охотничьего животного. В этом случае до момента пересечения границы соседнего охотничьего угодья с целью добора раненого копытного животного, лицо, на чье имя выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов, любым доступным способом, уведомляет:

24.1 в закрепленных охотничьих угодьях – юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение или обладающих правом долгосрочного пользования животным миром, которое у них возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона об охоте;

24.2 в общедоступных охотничьих угодьях – орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий федеральный государственный охотничий надзор на территории субъекта Российской Федерации.

25. Охота на копытных животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, регулирования численности охотничьих ресурсов, обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется в течение года с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами.

Аналогичные нормы в отношении медведей содержатся в пп.30-30.2 Правил охоты.

Следует отметить, что Правила охоты не предусматривают какую-либо возможность добора подраненных животных на ООПТ, иначе, чем в рамках уже непосредственно осуществляемой в установленном порядке на данной ООПТ соответствующей охоты либо в ходе регулирования численности при наличии соответствующего разрешения.

Сохранен (п. 62.15) запрет на нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с охотничьим оружием в расчехленном состоянии, а равно со снаряженным магазином или барабаном и (или) имеющим патрон в патроннике.

Правда, эта норма дополнена рядом исключений:

за исключением случаев, указанных в пункте 68 настоящих Правил (регулирование численности волка, шакала, а также кабана в случае АЧС), а также при осуществлении деятельности, предусмотренной статьями 15 (охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности), 17 (охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов), 18 (охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания) Федерального закона об охоте.

64. Запрещается осуществление любительской и спортивной охоты с собаками охотничьих пород на особо охраняемых природных территориях, за исключением случаев, когда осуществление такой охоты допускается режимом соответствующей особо охраняемой природной территории.

65. Запрещается перемещение (транспортировка) и разделка охотничьих животных (в том числе погибших) или их частей без документов, указанных в подпункте 5.2 пункта 5 настоящих Правил.

Следует особо отметить, что новая редакция Правил охоты не предусматривает запрет на применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных в темное время суток копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров (пунктом 62.9 Правил охоты в предыдущей редакции разрешалось использовать эти устройства только для добычи копытных животных и медведей в темное время суток с вышек, расположенных на высоте не менее двух метров над уровнем земли, добычи волка, а также случаев использования световых устройств для добора раненых животных), а также снимает запрет на использование петель для добычи волка, зайца, белой и тундряной куропаток, рябчика, глухаря (кроме муниципальных районов, являющихся средой обитания «краснокнижных» кошачьих, перечень которых приведен в п.62.24 Правил охоты).

Отныне, вне указанных районов, любой человек, имеющий разрешение на добычу волка, зайца или боровой дичи, может легально находиться с петлями в угодьях, в том числе на ООПТ , если Положения об этих ООПТ не содержат прямого запрета на охоту и (или) нахождение с орудиями добычи объектов животного мира.

Государственный мониторинг объектов охоты

Согласно приказу Минприроды России от 25.11.2020 № 964 (зарегистрирован в Минюсте России 11.12.2020 № 61407), изменен срок и порядок предоставления данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов государственными учреждениями, осуществляющими управление ООПТ федерального значения – теперь они должны быть представлены ежегодно к 15 мая (ранее – к 1 апреля) и непосредственно – в Минприроды России (ранее – в уполномоченный орган субъекта РФ).

Добывание объектов животного и растительного мира на федеральных ООПТ

13 декабря с.г. вступил в силу приказ Росприроднадзора от 01.10.2020 № 1293 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» (зарегистрирован в Минюсте России 01.12.2020, рег. № 61184):

Пункт 2 указанного Регламента гласит:

Предметом регулирования Регламента являются правоотношения, связанные с использованием объектов животного и растительного мира, включая водные биологические ресурсы, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения:

1) добыча объектов животного мира;

2) пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных целях, с изъятием из природной среды объектов животного мира;

3) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений и других), с изъятием объектов животного мира из среды обитания;

4) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира, с изъятием объектов животного мира из среды обитания;

5) использование объектов растительного мира, с изъятием объектов растительного мира из среды обитания.

Масштабность предмета регулирования потрясает: получается, что он затрагивает вопросы, связанные с использованием ВСЕХ объектов животного и растительного мира, находящихся на федеральных ООПТ.

При этом, противоречит многим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Например:

1. Согласно статье 48 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов …» от 24.07.2009 № 209-ФЗ форма и порядок принятия решений о регулировании численности охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. И уполномоченный орган – Минприроды России – уже давно принял на этот счёт соответствующие приказы, в т.ч. установив, что решения о регулировании численности охотничьих ресурсов на ООПТ федерального значения принимаются Минприроды России. То есть – здесь обходятся без решения Росприроднадзора (однако в данном Регламенте об этом ни слова).

2 . Согласно статье 14 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов …» любительская и спортивная охота осуществляется на ООПТ в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях. При этом согласно статье 31 данного Федерального закона выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов на ООПТ осуществляется природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях. Значит и здесь (то есть в тех национальных парках и федеральных заказниках, где таковая охота разрешена) .

3. Согласно действующего и никем не отменённого Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ № 48 от 18.12.1991 (в ред.1996 г.) на территориях государственных природных заповедников отстрел (отлов) животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешениям государственных органов, в ведении которых находятся заповедники. А это – никак не Росприроднадзор.

4. Согласно Положению об осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.11.2009 № 921) рыболовство в перечисленных целях (где бы не было) осуществляется по разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемым в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 22.10. 2008 № 775. То есть – и здесь участия Росприроднадзора не требуется.

То есть, данный Регламент прямо противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и должен быть отменен!

Также стоит отметить следующие частности:

Все, кто планирует вести отлов в научных целях мышевидных грызунов и землероек (если кто не совсем в теме – они, мягко говоря, отнюдь не редкий объект териологических исследований в нашей стране) в границах национальных парков и федеральных заказников – теперь согласно Регламенту должны получать разрешение в Росприроднадзоре. Никаких исключений для каких-либо объектов животного мира принятый Регламент не предусматривает.

В населённых пунктах в границах национальных парков и федеральных заказников – даже отлов грызунов в домах согласно регламенту требует получения разрешения в Росприроднадзоре.

Также как и добывание на федеральных ООПТ дождевых червей для рыбалки, поскольку это – изъятие из природной среды объектов животного мира – почвообразователей.

Сбор грибов и ягод местными жителями на федеральных ООПТ также, согласно данному Регламенту, теперь требует разрешения Росприроднадзора

Но, и деревья тоже к растительному миру относятся. Так что, любые рубки, и даже сбор валежника – теперь тоже потребует разрешения Росприроднадзора (хотя, это и не соответствует Лесному кодексу РФ).

А вот что такое «использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – естественных санитаров окружающей среды – с изъятием объектов животного мира из среды обитания» – даже сложно себе представить. Но, это также требует получения разрешения в Росприроднадзоре.

Некоторый перечень подобных примеров можно было бы и продолжить, но нет в этом необходимости – всё равно оставшийся объём заявленных потенциальных активностей впечатляет, работы Росприроднадзору хватит.

Использование беспилотных летательных аппаратов

Важные и крайне негативные изменения внесены в порядок использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Согласно Федеральным авиационным правилам “Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, входящие в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил”, утвержденным приказом Минтранса России приказ Минтранса России от 19.11.2020 № 494 (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 № 61979), п.2.7 ( вступает в силу с 1 марта 2022 года), эксплуатант, выполняющий авиационные работы на беспилотных воздушных судах (далее – БВС) максимальной взлетной массой 30 кг и менее, должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, прошедших обучение (подготовку) по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Есть и некоторые другие новации в части получения сертификата эксплуатанта.

В частности, к авиационным работам, предусматривающим получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя (Приложение 1 к Правилам), относятся:

к) тушение пожаров лесов, пастбищ, жилых и промышленных объектов;

2. Воздушные съемки:

а) аэросъемочные работы;

б) аэрофотосъемочные работы;

в) телевизионные и киносъемочные работы.

3. Лесоавиационные работы:

а) авиационную охрану лесов;

б) обследование и учет лесов;

в) обслуживание организаций лесоохраны и лесопользования.

7. Поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы:

9. Аэровизуальные полеты:

а) воздушное наблюдение;

б) контроль экологического состояния воздушной среды, участков суши и водной поверхности.

в) обследование пастбищ, птиц, животных, обездвиживание и отстрел животных;

г) разведка косяков рыбы, морского зверя и наведение на их скопления рыболовецких судов;

д) обследование сухопутных и водных путей транспортировки различных объектов, путей миграции птиц и животных;

передача информации через громкоговорящее устройство.

В результате, всем юридическим лицам, включая государственные учреждения, осуществляющие управление ООПТ, придется к 1 марта 2022 года обучить своих сотрудников по специальной программе, утвержденной Росавиацией, а кроме того – получить сертификат эксплуатанта и спецификацию на все аппараты.

Для получения сертификата помимо обучения надо будет застраховать все беспилотники, гражданскую ответственность, разработать в соответствии со всеми авиационными нормами кучу внутренних документов (которые Росавиация будет потом проверять), и со всем этим подать заявку на сертификацию.

В правилах нет ограничений по нижнему значению массы аппаратов, так что это, вероятно, касается и квадрокоптеров Mavic Mini, которые даже постановки на учет не требуют.

Это особенно плохо, с учетом того, что в государственных заданиях многих ФГБУ сейчас вписывается проведение различных видов авиационных работ с помощью БПЛА.
Теоретически, до 1 марта 2022 года эти нормы можно обходить, если заключать волонтерский договор с физическим лицом и предоставлять ему БПЛА, находящийся на балансе учреждения. В общем, этот год еще можно пробовать как-то обходиться без оформления всей этой документации.

М.Л.Крейндлин, руководитель проекта по особо охраняемым природным территориям Гринпис

http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=25284

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *