МЧС в 2021 году “потеряло” больше восьми миллионов гектаров ландшафтных пожаров (около половины)

По итогам заседания правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, прошедшего 19 ноября 2021 года, МЧС России сообщило, что в 2021 году “на территории страны зарегистрировано более 15 тыс. природных пожаров на площади свыше 10 млн га” (ссылка).

Фактически это означает, что МЧС России в 2021 году “потеряло”, то есть как бы не заметило и не учло, больше восьми миллионов гектаров ландшафтных (в том числе лесных) пожаров – примерно половину от их общей площади.

По данным системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз, общая площадь лесных пожаров на землях всех категорий в 2021 году составила 18,8 млн га. По данным оперативных сводок ФБУ “Авиалесоохрана”, основанных на информации региональных диспетчерских служб лесного хозяйства по землям лесного фонда, площадь лесных пожаров составила 10,1 млн. га (с учетом того, что на уточнение площади лесного пожара в самых сложных случаях действующими правилами дается до трех месяцев – эти данные можно считать по большей части страны почти окончательными). Разница – 8,7 млн. га – в основном приходится на пожары или части пожаров на землях иных категорий, главным образом на заброшенных сельхозугодьях и в “сельских” лесах.

Почему эти 8,7 млн. га пожаров не попали в официальные сводки региональных диспетчерских служб лесного хозяйства и Авиалесоохраны – понятно: они не отвечают за пожары вне земель лесного фонда (ни за охрану этих земель от огня, ни за тушение, ни за учет произошедших там лесных и вообще ландшафтных пожаров). Однако, со второго января нынешнего года – даты вступления в силу федерального закона 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ – эти пожары официально должны считаться ландшафтными пожарами, или, в той части, в какой они затрагивают леса – лесными пожарами. Порядок учета пожаров, позволявший считать их “загораниями, не подлежащими официальному статистическому учету”, был отменен еще раньше – приказом МЧС России от 8 октября 2018 года № 431 (погибший министр МЧС Е.Н.Зиничев пытался навести в своем министерстве порядок с учетом пожаров – но, к сожалению, довести это до конца не успел). То есть более восьми миллионов гектаров пожаров, выявленных по дистанционным данным системой мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз и не попавших в официальные сводки Авиалесоохраны из-за того, что произошли на неподведомственых ей категориях земель, в любом случае должны были быть учтены МЧС как ландшафтные пожары, хотя бы без разделения на лесные и не лесные.

Реальная площадь ландшафтных пожаров вне земель лесного фонда еще больше: во-первых, потому, что данные системы ИСДМ-Рослесхоз относятся только к лесным пожарам, то есть только к тем, которые в той или иной степени затрагивают леса, и во-вторых, потому, что эти данные основываются на автоматическом дешифрировании космоснимков низкого разрешения, по которым большое количество мелких или беглых пожаров не выявляется. То есть 8,7 млн га – это скорее минимальная, очень консервативная, оценка площади “потерянных”, не учтенных, ландшафтных пожаров.

Фактически получается, что МЧС посчитало только те пожары, которые отразили в своих сводках органы управления лесами (это как раз и есть “свыше 10 млн га”), и не посчитало, или почти не посчитало, пожары на остальных категориях земель. Лесники часто расшифровывают сокращение МЧС как “министерство чужой славы”, но в данном случае более правильным будет сказать – “министерство чужой статистики”.

Напомним, что, согласно указу Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868, МЧС России “организует … официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России” – то есть учет ландшафтных пожаров вне земель лесного фонда как раз относится к его полномочиям. И с этими полномочиями МЧС не справляется.

Журнал Крокодил, 1983 год, №3

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=26124

Loading