“Модель российских ученых смогла предсказать влияние климата на рост лесов” – что тут не так

На сайте Сибирского федерального университета, а затем и в новостных лентах некоторых крупных российских информационных агентств, появились статьи о том, что “модель российских учёных смогла предсказать влияние климата на рост лесов” (СФУ) и что эта модель “позволит экологически безопасно регулировать промышленную вырубку и восстановление лесов” (ТАСС).

Ссылки:

Модель российских учёных смогла предсказать влияние климата на рост лесов (СФУ)

В СФУ разработали модель, показывающую влияние климата на рост лесов. Она поможет регулировать промышленную вырубку и восстановление лесов (ТАСС)

Российские ученые определили, как именно климат влияет на развитие лесов (РИА Новости)

Что тут не так?

Из сообщения на сайте Сибирского федерального университета и из статьи в журнале Frontiers in Plant Science, на которое ведет ссылка из этого сообщения, становится ясно, что речь идет об имитационной модели роста годичных колец хвойных деревьев Ваганова-Шашкина. Эта модель была разработана российскими учеными Е.А.Вагановым и А.В.Шашкиным во второй половине восьмидесятых годов прошлого века. В статье, на которую ведет ссылка, говорится о проверке этой модели на примере ели черной в канадской провинции Квебек. Это совершенно нормальная модель и нормальная научная работа – но и то, и другое относится лишь к радиальному приросту и развитию клеток индивидуальных деревьев, и к тому, как на этот прирост и на это развитие влияют климатические факторы (в частности, температура и влажность).

Прирост же леса в целом, и особенно прирост хозяйственно ценной древесины, ради которой в лесу проводятся промышленные рубки, определяется далеко не только климатическими факторами и развитием отдельных деревьев. На него, в частности, влияют санитарное состояние лесов и гибель деревьев, вызываемая различными вредителями и болезнями; уход за лесом и его разреживание до оптимальной для каждого возраста густоты – от этого зависит, какая часть прироста будет приходится на ценные деревья, а какая уйдет в отпад при естественном самоизреживании растущего леса; воздействие различных катастрофических факторов, в том числе пожаров, ураганов и тому подобных, и многое другое.

В частности, изменение климата действительно может привести к увеличению прироста индивидуальных живых деревьев за счет увеличения продолжительности вегетационного периода, большего тепла, а в каких-то случаях, возможно, и лучшего увлажнения.

Но уже на уровне лесных экосистем и ландшафтов изменения могут оказаться принципиально иными за счет увеличения потерь (в результате роста масштабов лесных пожаров, более интенсивного развития вредителей и болезней леса, более частого повреждения лесов ураганными ветрами, экстремальными засухами т.д. – все эти процессы тоже самым тесным образом связаны с изменением климата). В долгосрочной перспективе изменение климата, возможно, и приведет к более интенсивному росту лесов – но в краткосрочной и среднесрочной (десятки, и, возможно, первые сотни лет) потери, тоже связанные с изменением климата, могут многократно перевесить это ускорение роста деревьев.

Перспективы же воспроизводства и промышленного использования лесов, особенно на староосвоенных лесных землях, определяются в первую очередь качеством и интенсивностью лесного хозяйства. Мы и сейчас во многих регионах видим, что львиная доля самых продуктивных лесных земель занята малоценными с хозяйственной точки зрения неухоженными березняками и осинниками – а за самой ценной хвойной древесиной лесопромышленникам приходится забираться все дальше и дальше вглубь неосвоенных территорий, в гораздо менее продуктивные по природным условиям леса. Совершенно очевидно, что от изменения климата и увеличения прироста отдельных деревьев эта ситуация принципиально не изменится. Чтобы на лучших староосвоенных лесных землях воспроизводились и успешно росли хозяйственно ценные леса – в них надо вести реальное лесное хозяйство, обеспечивать полый цикл мероприятий по воспроизводству ценных лесных насаждений после рубок и пожаров, и защищать эти леса от непроизводительных потерь.

Если у наших лесных чиновников и законодателей сложится ошибочное представление о том, что благодаря изменению климата леса сами собой будут быстрее расти и возможности для промышленной заготовки древесины сами собой увеличиваться – это может стать очередным препятствием для развития российского лесного хозяйства.

http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=24974&sid=3b5dfd7e5ee3e6de7d2e16e72d72ab77

Loading