Минприроды подготовило проекты новых правил пожарной и санитарной безопасности в лесах

Минприроды России подготовило и разместило на специализированном сайте Regulation для формальной процедуры публичного обсуждения проекты новых Правил пожарной безопасности в лесах и Правил санитарной безопасности в лесах. Обсуждение обоих проектов продлится до 19 июня 2020 года.

Ссылки:

Проект новых Правил пожарной безопаности в лесах, за исключением небольших изменений косметического характера, идентичен действующим Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417. Зачем понадобилось разрабатывать новый, если в нем нет никаких сутевых изменений – пока непонятно. Возможно, Минприроды планирует провести формальное публичное обсуждение, чтобы потом, на этапе доработки проекта, внести в него какие-нибудь заведомо непопулярные изменения, которые при реальном обсуждении могли бы вызвать серьезную критику.

Проект новых Правил санитарной безопасности в лесах в целом похож на действующую редакцию этих правил, утвержденную постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607, но все-таки содержит немало отличий, в том числе важных.

Например, сейчас из рубок ухода разрешается проведение только осветлений и прочисток в насаждениях с участием ели и пихты 7 и более единиц – а согласно проекту, 8 и более единиц.

Сейчас сроки проведения лесопатологических обследований (в вегетационный сезон, за исключением вечнозеленых насаждений и некоторых других) устанавливаются только Порядком проведения лесопатологических обследований – а согласно проекту, еще и непосредственно Правилами санитарной безопасности. Кроме того, указывается, что сроки начала и окончания вегетационного периода ежегодно утверждаются по каждому лесничеству уполномоченными органами.

Перечень того, что не допускается при использовании лесов (с точки зрения Правил пожарной безопасности), согласно проекту, распространяется на все категории земель.

В шкалу категорий состояния деревьев проект вносит изменения – не радикальные, но существенные. К числу признаков конкретных категорий, согласно проекту, относится не только состояние кроны, но и наличие или отсутствие повреждений ствола и скелетных ветвей, повреждений вредителями. Вводятся признаки предположительного характера (“с высокой вероятностью их усыхания в текущем или следующем вегетационном периоде”) или допускающие сугубо субъективные оценки (“часто имеются признаки повреждения”). Объективность и ясность шкалы в целом снижается.

Добавляется еще одно приложение – “Расчет средневзвешенной категории санитарного состояния лесов” со шкалой оценки биологической устойчивости насаждений. Шкала в целом разумная, но с учетом возможного произвольного толкования новых признаков категорий состояния деревьев граница между “устойчивыми насаждениями” и “насаждениями с нарушенной устойчивостью” оказывается очень условной. Соответственно, открываются (или сохраняются) и довольно широкие возможности для произвола при назначении как минимум выборочных санитарных рубок.

http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=24543&sid=ddb30af873f8200ac42d1d6f59f8bfa2

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от ______2020 г. №___

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

утвердить прилагаемые Правила пожарной безопасности в лесах.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.В. Мишустин

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от ______№ _______

ПРАВИЛА

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

2. Особенности пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

3. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);

б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

4. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются:

а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления – в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

в) Федеральным агентством лесного хозяйства – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, – в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

5. Мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

6. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

II. Общие требования пожарной безопасности в лесах

8. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.

9. Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

10. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

11. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что:

а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее:

100 метров от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;

50 метров от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;

б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 – 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена двумя противопожарными минерализованными полосами, шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах – двумя противопожарными минерализованными полосами, шириной не менее 2,6 метра каждая, с расстоянием между ними 5 метров.

12. В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.

13. Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

14. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:

а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил, не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

в) соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

г) в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара;

15. Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований настоящих Правил, а также о способах тушения лесных пожаров.

16. Организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов, обязаны обо всех обнаруженных нарушениях настоящих Правил информировать органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил.

III. Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов

17. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, и в эксплуатационных и резервных лесах, расположенных на землях лесного фонда, с учетом установленного правового режима лесов и целевого назначения земель, а также требований настоящего раздела.

18. В лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.

19. Меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются:

а) в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников;

б) в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников (если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий);

в) в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных территорий предусматривает вырубку деревьев, кустарников и лиан).

В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).

20. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы, запрещаются меры по предупреждению лесных пожаров.

21. На лесных участках, имеющих общую границу с лесными участками, указанными в пункте 15(4) настоящих Правил, осуществляются меры противопожарного обустройства, предусмотренные статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, препятствующие распространению лесных пожаров.

22. В городских лесах и лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается профилактическое контролируемое противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

23. В резервных лесах на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры, осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил.

24. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

25. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров проводится в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в резервных лесах, а также в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, и на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы, осуществляется преимущественно с использованием авиационных или космических средств.

26. Меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной опасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков), планы тушения лесных пожаров лесничеств (лесопарков) и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке.

27. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.

IV. Требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений

28. При проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

29. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков диаметром не более 16 сантиметров и длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

30. Сжигание порубочных остатков сплошным палом запрещается.

31. Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.

Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

32. Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.

33. Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:

от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров – 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более – 30 метров;

от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров – 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более – 60 метров.

Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах – двумя такими полосами на расстоянии 5 – 10 метров одна от другой.

V. Требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы

34. При проведении в лесах переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение и др.) требуется:

а) размещать объекты переработки древесины и других лесных ресурсов на расстоянии не менее 50 метров от лесных насаждений;

б) обеспечивать в период пожароопасного сезона в нерабочее время охрану объектов переработки древесины и других лесных ресурсов;

в) содержать территории в радиусе 50 метров от объектов переработки древесины и других лесных ресурсов очищенными от мусора и других горючих материалов; проложить по границам указанных территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах – две противопожарные минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 5 – 10 метров одна от другой.

35. При заготовке живицы требуется:

а) размещать промежуточные склады для хранения живицы на очищенных от древесного мусора и других горючих материалов площадках. Вокруг площадок проложить противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра;

б) размещать основные склады для хранения живицы на открытых, очищенных от древесного мусора и других горючих материалов территориях на расстоянии не менее 50 метров от лесных насаждений; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в период пожароопасного сезона в очищенном состоянии.

VI. Требования пожарной безопасности в лесах при осуществлении рекреационной деятельности

36. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период пожароопасного сезона устройство мест отдыха, туристских стоянок и проведение других массовых мероприятий разрешается только по согласованию с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, при условии оборудования на используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора.

VII. Требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог

37. Полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

38. Вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

39. Полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

40. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, перевозчики, а также юридические лица, использующие земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, обязаны:

а) не допускать эксплуатации тепловозов, не оборудованных искрогасительными и (или) искроулавливающими устройствами, на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы;

б) организовывать в период пожароопасного сезона при высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесу патрулирование на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей общего и необщего пользования в целях своевременного обнаружения и ликвидации очагов огня;

в) в случае возникновения пожаров в полосе отвода железной дороги или вблизи нее немедленно организовать их тушение и сообщить об этом органам государственной власти или органам местного самоуправления, указанным в пункте 4 настоящих Правил.

41. На участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы, не разрешается в период пожароопасного сезона выбрасывать горячие шлак, уголь и золу, горящие окурки и спички из окон и дверей железнодорожного подвижного состава.

VIII. Требования пожарной безопасности в лесах при добыче торфа

42. При добыче торфа в лесах требуется:

а) отделить эксплуатационную площадь торфяного месторождения с находящимися на ней сооружениями, постройками, складами и другими объектами от окружающих лесных массивов противопожарным разрывом шириной от 75 до 100 метров (в зависимости от местных условий) с водоподводящим каналом соответствующего проектного размера, расположенным по внутреннему краю разрыва;

б) произвести вырубку хвойного леса, а также лиственных деревьев высотой более 8 метров и убрать порубочные остатки и валежник со всей площади противопожарного разрыва;

в) полностью убрать древесную и кустарниковую растительность на противопожарном разрыве со стороны лесного массива на полосе шириной 6 – 8 метров.

43. На противопожарных разрывах, отделяющих эксплуатационные площади торфяных месторождений от лесных массивов, запрещается укладывать порубочные остатки и другие древесные отходы, а также добытый торф.

44. После завершения работ по добыче торфа рекультивация земель должна производиться с учетом обеспечения пожарной безопасности на выработанных площадях.

IX. Требования пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых

45. При проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется:

а) содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии;

б) полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе – в радиусе 25 метров);

в) не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.);

г) согласовывать с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, порядок и время сжигания нефти при аварийных разливах, если они ликвидируются этим путем.

X. Требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов

46. Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 – 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 – 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.

47. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

XI. Требования к пребыванию граждан в лесах

48. Граждане при пребывании в лесах обязаны:

а) соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, установленные пунктами 8 – 12 настоящих Правил;

б) при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил;

в) принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения;

г) оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления, указанным в пункте 4 настоящих Правил, при тушении лесных пожаров.

49. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

XII. Ответственность за нарушение настоящих Правил

50. Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от ______2020 г. №___

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

САНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

В соответствии со статьей 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила санитарной безопасности в лесах.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

М.В. Мишустин

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от ______№ _______

ПРАВИЛА

САНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

2. Мерами санитарной безопасности в лесах является комплекс мероприятий (совокупность действий), направленных на уменьшение или предотвращение негативного воздействия на леса, обеспечивающий своевременное выявление очагов вредных организмов, ограничение их распространения и предупреждение возникновения таких очагов. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:

а) лесозащитное районирование;

б) государственный лесопатологический мониторинг;

в) проведение лесопатологических обследований;

г) предупреждение распространения вредных организмов;

д) иные меры санитарной безопасности в лесах (рубка аварийных деревьев, агитационные мероприятия: беседы с населением; проведение открытых уроков в образовательных учреждениях; развешивание аншлагов и плакатов; размещение информационных материалов в средствах массовой информации).

3. Проведение лесозащитного районирования обеспечивается на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях населенных пунктов, на которых расположены леса, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, по методике утвержденной Минприроды России.

4. Осуществление государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается:

а) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений;

б) в отношении лесов, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, – соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений на землях данной категории;

в) в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов – органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений на землях данной категории;

г) в отношении лесов, расположенных на землях населённых пунктов, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

д) в отношении лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах обеспечиваются:

а) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, – лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов;

б) на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду:

в отношении лесов, расположенных на землях населённых пунктов, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений;

в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов федерального значения, – федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений на землях данной категории;

в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов регионального и местного значения – органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления;

в отношении лесов, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности, землях сельскохозяйственного назначения и землях иного специального назначения, – соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений на землях данной категории.

6. Порядок лесозащитного районирования, порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга, порядок проведения лесопатологических обследований, правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.

7. Обязательному представлению для внесения в государственной лесной реестр в установленном порядке подлежит следующая документированная информация, получаемая при осуществлении мер санитарной безопасности в лесах, указанных в подпунктах «в» – «д» пункта 2 настоящих Правил:

а) о выявленных при государственном лесопатологическом мониторинге и проведении лесопатологических обследований гарях, иных погибших лесных насаждениях, а также лесных участках с несоответствиями таксационным характеристикам;

б) об изменениях таксационных характеристик насаждений лесных участков, произошедших в результате проведения в них мер предупреждения распространения вредных организмов и иных мер санитарной безопасности в лесах.

8. Предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах организуют и осуществляют исходя из санитарного и лесопатологического состояния лесов. Определение и оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов осуществляются исключительно при государственном лесопатологическом мониторинге и проведении лесопатологических обследований. Перечень и диагностические признаки категорий состояния деревьев приведены в приложении 1 к настоящим Правилам.

9. Санитарное состояние лесов – это характеристика степени их ослабления и (или) усыхания, определённая на основании соотношений запасов, произрастающих в них деревьев различных категорий состояния.

Оценка санитарного состояния лесов, лесотаксационного выдела или его части осуществляется исходя из определённой средневзвешенной категории состояния лесного участка. По санитарному состоянию леса подразделяют на здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие. Ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие леса относят к повреждённым насаждениями. Порядок определения средневзвешенной категории состояния лесного участка, и шкала для определения санитарного состояния лесов приведены в приложении 2 к настоящим Правилам.

10. Лесопатологическое состояние лесов – это характеристика лесов по наличию или отсутствию в них очагов вредных организмов. Критерии отнесения лесотаксационных выделов либо их частей к очагам вредных организмов установлены Правилами ликвидации очагов вредных организмов.

Определение лесопатологического состояния лесов осуществляется путём выявления деревьев, повреждённых (поражённых, заселённых) различными вредными организмами, установления видовой принадлежности таких вредных организмов, плотности их популяций и интенсивности (степени) повреждения (поражения, заселения). Участок леса, на котором в результате массового размножения или распространения того или иного вредного организма имеются или ожидаются в ближайший вегетационный период повреждения, ухудшающие санитарное состояние, угрожающие жизнеспособности насаждений или выполнению ими целевых функций, относят к очагам данного вредного организма.

Учёт и инвентаризация очагов вредных организмов осуществляется при государственном лесопатологическом мониторинге.

11. Санитарное и лесопатологическое состояние лесов подлежат учёту при государственном лесопатологическом мониторинге и в деятельности лиц и органов, установленных п.5 настоящих Правил.

Учёт санитарного состояния лесов обеспечивает формирование документированной систематизированной информации о местоположении и площадях повреждённых насаждений по причинам повреждения и гибели лесов и группам таких причин (лесные пожары; повреждения насекомыми; погодные условия и почвенно-климатические факторы; болезни леса; повреждения дикими животными; антропогенные факторы; непатогенные факторы), учёт лесопатологического состояния лесов – о местоположении и площадях очагов вредных организмов различных видов, датах их выявления и снятия с учёта в связи с их ликвидацией либо затуханием.

12. Лица (физические или юридические), осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений, в том числе аварийных деревьев, обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения таких насаждений сообщить об этом в органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области лесных отношений в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – уполномоченные органы).

13. Уполномоченные органы обеспечивают приём (в том числе через специализированные диспетчерские службы, принимающие сообщения об обнаружении лесных пожаров) сообщений об обнаружении погибших или повреждённых лесных насаждений, регистрацию таких сообщений, проверку изложенной в них информации. Указанная информация является основанием для проведения лесопатологических обследований.

14. По всем результатам проверки сообщений об обнаружении погибших и повреждённых лесных насаждений, подтверждающим наличие в таких насаждениях признаков их повреждения, лицами и органами, установленными п.5 настоящих Правил, должно быть обеспечено проведение лесопатологических обследований, о чём арендатор, либо иное лицо, использующее такие насаждения на основании проекта освоения лесов, должен быть проинформирован уполномоченным органом в 10-дневный срок со дня проверки.

15. Проведение лесопатологических обследований осуществляется:

на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду – не позднее 6 месяцев со дня получения от уполномоченного органа информации о необходимости проведения такого лесопатологического обследования;

на иных лесных участках – не позднее двух лет со дня проверки сообщения об обнаружении погибших и повреждённых лесных насаждений уполномоченным органом.

В указанные выше сроки проведения лесопатологических обследований не включаются периоды, в течение которых такие обследования не проводятся.

16. Лесопатологические обследования проводятся в лесных насаждениях во время вегетационного периода с момента полного распускания листвы (хвои) и до начала массовой сезонной дехромации изменение цвета хвои и листвы, являющейся естественным процессом подготовки листопадных деревьев к зимнему периоду. В чистых по составу вечнозеленых лесных насаждениях (8 единиц и более вечнозеленых, и хвойных (за исключением лиственницы) пород в породном составе), а также лесных насаждениях, поврежденных ветрами (ветровал, бурелом) и верховыми пожарами лесопатологические обследования проводятся в течение года.

Сроки начала и окончания вегетационного периода ежегодно утверждаются по каждому лесничеству уполномоченными органами.

17. Результаты проверки сообщений об обнаружении погибших и повреждённых насаждений, подтверждающие наличие в таких насаждениях признаков их повреждения, а также сообщения, не проверенные по объективным причинам в 30-дневный срок со дня их получения, должны быть использованы в качестве источников информации для осуществления государственного лесопатологического мониторинга.

18. В лесах, имеющих неудовлетворительное санитарное состояние (сильно ослабленные, усыхающие и погибшие леса) осуществляются мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов.

В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного и лесопатологического состояния вследствие чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера ликвидация последствий таких чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими федеральными законами.

19. При использовании лесов не допускается:

загрязнение лесов отходами производства и потребления, выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса;

ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов;

невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;

уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;

уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса;

уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных, за исключением сплошных рубок.

Положения настоящего пункта применяются в отношении лесов, расположенных на всех категориях земель, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации.

20. Для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых древостоях.

При разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса). Порубочные остатки подлежат сжиганию, измельчению, обработке пестицидами или вывозу в места, предназначенные для переработки древесины.

21. При оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принять меры по защите ее от заселения стволовыми вредителями. Сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам установлены согласно приложению 3. В зависимости от погодных условий сроки хранения в лесу неокоренной заготовленной древесины могут изменяться уполномоченными органами, но не более чем на 15 дней от установленного настоящими Правилами срока.

22. Химическая обработка древесины, предназначенной для сплава, запрещается.

23. Заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана пестицидами, включёнными в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации (далее – пестициды), или окорена (кора измельчается или сжигается с соблюдением утвержденных в установленном порядке правил пожарной безопасности в лесах). При заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно, необходим срочный вывоз этой древесины из леса.

24. Использование пестицидов в лесах, в том числе при проведении обработок лесных участков, защиты неокоренной древесины в штабелях, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и с учетом требований санитарных правил, утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 ‎№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

25. Не предоставляются для заготовки живицы лесные участки, расположенные в очагах вредных организмов до их ликвидации, а также насаждения, ослабленные и поврежденные вследствие воздействия лесных пожаров, вредных организмов и других негативных факторов.

26. В лесных насаждениях, отведенных для заготовки живицы и древесного сока, до начала их заготовки вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.

27. Заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, елей для новогодних праздников, лесной подстилки), а также заготовка пищевых лесных ресурсов осуществляются способами, исключающими возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев.

28. Не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

29. При установке аншлагов не допускается их крепление к деревьям.

30. При обустройстве противопожарных дорог, разрывов и минерализованных полос не допускается заболачивание прилегающих лесных насаждений в результате перекрытия естественных водотоков.

31. При организации временных аэродромов и вертолетных площадок, а также обустройстве противопожарных разрывов срубленная древесина должна быть своевременно вывезена, окорена, утилизирована или обработана инсектицидами.

32. При обустройстве противопожарных водоемов не допускается подтопление окружающих лесных насаждений.

33. Порубочные остатки после выборочных и сплошных санитарных рубок в очагах вредных организмов подлежат сжиганию, измельчению, обработке пестицидами или вывозу в места, предназначенные для переработки древесины.

34. При проведении рубок лесных насаждений осуществляется очистка мест рубок от порубочных остатков в соответствии с утвержденным порядком проведения лесосечных работ.

35. В лесопарковых зонах и зелёных зонах запрещается использование химических препаратов третьего класса опасности и выше для охраны и защиты лесов методами авиационного, наземного опрыскивания и аэрозольной обработкой, в том числе в научных целях.

36. При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается соблюдение требований по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации.

37. В отношении лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, установленный в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации, разрешается рубка только погибших экземпляров.

38. В лесах запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, за исключением выполнения мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по охране и защите лесов.

39. В лесах запрещается посадка зараженных вредными организмами растений.

40. В очагах хрущей, а также на свежих песчаных и супесчаных почвах лесные культуры создаются с предварительным протравливанием пестицидами корней саженцев перед их посадкой.

41. В насаждениях с участием ели и (или) пихты 8 и более единиц в составе в качестве рубок ухода проводятся только рубки осветления и прочистки в молодняках. Рубки прореживания и проходные в указанных насаждениях не проводятся.

42. В сосновых культурах при рубках ухода в очагах хрущей и соснового подкорного клопа не допускается снижение полноты ниже 0,7, сохраняется примесь лиственных пород (до 2-3 единиц в составе) и подлесок.

43. В сосновых культурах с наличием очагов корневой губки запрещается проведение рубок ухода линейным способом.

44. Лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

45. Вред, причиненный лесам в связи с нарушением требований настоящих Правил, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение № 1

к Правилам санитарной

безопасности в лесах

ШКАЛА КАТЕГОРИЙ СОСТОЯНИЯ ДЕРЕВЬЕВ

Категория состояния деревьев Основные признаки
хвойные лиственные
1 – здоровые (без признаков ослабления) Деревья нормального развития, крона густая, нормальной формы (для данной породы, возраста, условий местопроизрастания и сезонного периода); окраска и величина хвои (листвы) нормальные, прирост текущего года нормального размера, повреждения вредителями и поражение болезнями отсутствуют, без механических повреждений ствола, скелетных ветвей, ран и дупел
2 – ослабленные Деревья с начальными признаками ослабления, крона разреженная; хвоя светло-зеленая; прирост уменьшен, но не более чем наполовину; отдельные ветви засохли, в кроне менее 25% сухих ветвей, возможны признаки местного повреждения ствола и корневых лап, ветвей, допустимо наличие механических повреждений и небольших дупел, не угрожающих их жизни Деревья с начальными признаками ослабления, недостаточно облиственные крона разреженная; листва светло-зеленая; прирост уменьшен, но не более чем наполовину; отдельные ветви засохли; в кроне менее 25% сухих ветвей, единичные водяные побеги, возможны признаки местного повреждения ствола и корневых лап, ветвей, допустимо наличие механических повреждений и небольших дупел, не угрожающих их жизни
3 – сильно ослабленные Деревья в активной стадии повреждения неблагоприятными факторами с явно выраженными признаками ухудшения состояния, крона ажурная, слабо развита; хвоя светло-зеленая, матовая; прирост слабый, менее половины обычного; наличие усыхающих или усохших ветвей; усыхание ветвей до 2/3 кроны; сухих ветвей от 25 до 50%, плодовые тела трутовых грибов или характерные для них дупла, возможны значительные механические повреждения ствола, суховершинность, часто имеются признаки повреждения болезнями и вредителями ствола, корневых лап, ветвей, хвои, в том числе, попытки или местные поселения стволовых вредителей Деревья в активной стадии повреждения неблагоприятными факторами с явно выраженными признаками ухудшения состояния, крона ажурная слабо развита; листва мелкая, светло-зеленая; светлее или желтее обычной, прирост слабый, менее половины обычного; наличие усыхающих или усохших ветвей; усыхание ветвей до 2/3 кроны; сухих ветвей от 25 до 50%, обильные водяные побеги на стволе и ветвях; плодовые тела трутовых грибов или характерные для них дупла, возможны значительные механические повреждения ствола, суховершинность, часто имеются признаки повреждения болезнями и вредителями ствола, корневых лап, ветвей, листвы, в том числе, попытки или местные поселения стволовых вредителей
4 – усыхающие Деревья, поврежденные в сильной степени с высокой вероятностью их усыхания в текущем или следующем вегетационном периоде, крона сильно ажурная, изреженная; хвоя серая, желтоватая или желто-зеленая; прирост очень слабый или отсутствует; хвоя на побеге текущего года не развитая усыхание более 2/3 ветвей, сухих ветвей более 50%, на стволе и ветвях возможны признаки заселения стволовыми вредителями (входные отверстия, насечки, смолотечение, смоляные воронки, буровая мука и опилки, насекомые на коре, под корой и в древесине) Деревья, поврежденные в сильной степени с высокой вероятностью их усыхания в текущем или следующем вегетационном периоде, крона сильно ажурная; листва мелкая, редкая, светло-зеленая или желтоватая; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей, сухих ветвей более 50%, на стволе и ветвях возможны признаки заселения стволовыми вредителями (входные отверстия, насечки, сокотечение, буровая мука и опилки, насекомые на коре, под корой и в древесине), обильные водяные побеги, частично усохшие или усыхающие
5 – свежий сухостой Деревья, усохшие в течение текущего вегетационного периода, хвоя серая, желтая или красно-бурая; кора частично опала, на стволе, ветвях и корневых лапах часто признаки заселения стволовыми вредителями или их вылетные отверстия Деревья, усохшие в течение текущего вегетационного периода, листва увяла или отсутствует; ветви низших порядков сохранились, кора частично опала, на стволе, ветвях и корневых лапах часто признаки заселения стволовыми вредителями или их вылетные отверстия
5(а) – свежий ветровал Деревья, вываленные ветром в текущем году с полностью или частично оборванными корнями; хвоя зеленая, серая, желтая или красно-бурая; кора обычно живая, ствол повален или наклонен с обрывом более 1/3 корней Деревья, вываленные ветром в текущем году с полностью или частично оборванными корнями; листва зеленая, увяла, либо не сформировалась; кора обычно живая, ствол повален или наклонен с обрывом более 1/3 корней
5(б) – свежий бурелом Деревья, со сломанными ветром стволами в текущем году, хвоя зеленая, серая, желтая или красно-бурая; кора ниже слома обычно живая, ствол сломлен ниже 1/3 протяженности кроны Деревья, со сломанными ветром стволами в текущем году, листва зеленая, увяла, либо не сформировалась; кора ниже слома обычно живая, ствол сломлен ниже 1/3 протяженности кроны
6 – старый сухостой Деревья, погибшие в предшествующие годы, живая хвоя (листва) отсутствует или сохранилась частично; мелкие веточки и часть ветвей опали, кора разрушена или осыпались частично, или полностью; на стволе и ветвях имеются вылетные отверстия насекомых, стволовые вредители вылетели; в стволе возможно наличие мицелия дереворазрушающих грибов, снаружи плодовых тел трутовиков
6(а) – старый ветровал Деревья, вываленные ветром в предшествующие годы с полностью оборванными корнями, живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; ствол повален или наклонен с обрывом более 1/3 корней; стволовые вредители вылетели
6(б) – старый бурелом Деревья, со сломанными ветром стволами в предшествующие годы, живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; ствол сломлен ниже 1/3 протяженности кроны; стволовые вредители выше места слома вылетели; ниже места слома могут присутствовать: живая кора, водяные побеги, вторичная крона, свежие поселения стволовых вредителей

Приложение № 2

к Правилам санитарной

безопасности в лесах

РАСЧЕТ СРЕДНЕВЗВЕШЕННОЙ КАТЕГОРИИ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЕСОВ

Степень ослабления (состояния) лесных насаждений на выделе в целом или каждой древесной породы определяется по вычисленной средневзвешенной категории состояния каждой породы, а затем всего лесного насаждения.

Категория состояния для каждой породы рассчитывается с учетом ее доли в запасе насаждения:

На основании средневзвешенной категории состояния лесные насаждения распределяют по категориям устойчивости в соответствии со шкалой оценки биологической устойчивости насаждений.

Шкала оценки биологической устойчивости насаждений

Классы устойчивостиРазмер и характеристика текущего отпадаРазмер общего отпадаХарактер усыхания древостояНаличие поврежденийнасекомыми или поражений болезнямиСредневзвешенная категория состоянияСостояние лесной среды
I – устойчивые насаждения (без признаков ослабления)Не превышает двукратного размера естественного отпада, указанного в таблицах хода роста; средний диаметр свежего отпада меньше среднего для насаждениядо 10 %Усыхание единичное (диффузное) или групповое (до трёх групп по 2…3 дерева на 1 га)Отсутствуют или повреждения носят единичный характердо 1,50Не нарушена
II – насаждения с нарушеннойустойчивостью(ослабленное, сильно ослабленное)В два или более раз превышает естественный отпад, указанный в таблицах хода роста; средний диаметр свежего отпада равен или близок к среднему для насаждения10,1-40 %Усыхание групповое (более трёх групп из 2…5 деревьев на 1га) или куртинное, суммарная площадь куртин – не более 40 % от площади выделаЧасто имеются в очагах вредителей и болезней; вредные организмы могут иметь широкое распространение и высокую численность1,51-4,50Нарушена, полнота неравномерная или низкая, но не ниже критических значений
III – насаждения с утраченнойустойчивостью(усыхающее, свежий и старый сухостой, ветровал, бурелом)В два или более раз превышает нормальный отпад, указанный в таблицах хода роста; средний диаметр свежего отпада равен или близок к среднему для насажденияболее 40 % для осинников – более 50 %Усыхание куртинное (суммарная площадь куртин более 40 % от площади выдела) или сплошноеЧасто имеются в очагах вредителей и болезней; вредные организмы могут иметь широкое распространение и высокую численностьболее 4,50Нарушена, полнота (после выборки деревьев, подлежащих рубке) ниже критических значений

Приложение № 3

к Правилам санитарной

безопасности в лесах

СРОКИ

ЗАПРЕТА ХРАНЕНИЯ (ОСТАВЛЕНИЯ) В ЛЕСУ НЕОКОРЕННОЙ

(НЕЗАЩИЩЕННОЙ) ЗАГОТОВЛЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ ПО ЛЕСНЫМ РАЙОНАМ

Лесные районыСрок запрета хранения заготовленной древесины
Район притундровых лесов и редкостойной тайги Европейско-Уральской части Российской Федерации, Западно-Сибирский, Среднесибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы притундровых лесов и редкостойной тайгис 1 июня по 1 августа
Северо-таежный район европейской части Российской Федерации, Северо-Уральский таежный район, Западно-Сибирский северотаежный равнинный район, Среднесибирский плоскогорный таежный район, Восточно-Сибирский таежный мерзлотный районс 1 июня по 1 августа
Карельский, Балтийско-Белозерский, Двинско-Вычегодский, Средне-Уральский, Западно-Уральский, Камчатский, Нижнеангарский и Среднеангарский таежные районы, Западно-Сибирский средне-таежный равнинный районс 15 мая по 15 августа
Южно-таежный район европейской части Российской Федерации, Западно-Сибирский южно-таежный равнинный район, Верхнеленский и Дальневосточный таежные районыс 15 мая по 15 августа
Район хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части Российской Федерациис 1 мая по 1 сентября
Приамурско-Приморский хвойно-широколиственный районс 1 мая по 1 сентября
Лесостепной район европейской части Российской Федерации, Южно-Уральский лесостепной район, Западно-Сибирский подтаежно-лесостепной районс 15 апреля по 15 сентября
Алтае-Новосибирский район лесостепей и ленточных боровс 15 апреля по 15 сентября
Среднесибирский подтаежно-лесостепной район, Забайкальский и Дальневосточный лесостепные районыс 15 апреля по 15 сентября
Район степей европейской части Российской Федерациис 15 апреля по 15 сентября
Район полупустынь и пустынь европейской части Российской Федерациис 1 апреля по 1 октября
Северо-Кавказский и Крымский горные районыс 1 апреля по 1 октября
Алтае-Саянский горно-таежный район, Байкальский и Забайкальский горные лесные районы, Забайкальский горно-мерзлотный районс 15 мая по 15 августа
Алтае-Саянский горно-лесостепной районс 15 апреля по 15 сентября

Loading