Новая сказка от Минприроды Якутии: 93% лесных пожаров – от сухих гроз

Сказки о причинах возникновения лесных пожаров 2021 года в Якутии становятся все более причудливыми – если такая же динамика сохранится в ближайшем будущем, к следующему пожароопасному сезону, скорее всего, доля лесных пожаров, возникающих от сухих гроз, достигнет магических 146%. Ну а пока заместитель министра экологии, экологии природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) С.Г.Сивцев утверждает, со ссылкой на МЧС, что от сухих гроз в регионе возникает 93% лесных пожаров, и еще 2,4% – от самовозгорания. Цитата из сообщения на официальном сайте министерства (ссылка):

“Как отметил Сергей Гаврильевич, основными причинами возникновения лесных пожаров в Якутии являются сухие грозовые разряды и неосторожное обращение с огнем. «По данным управления надзорной деятельности МЧС России по РС(Я), причинами возникновения лесных пожаров в 93% случаев явились сухие грозовые разряды; в 4,2% – нарушение правил пожарной безопасности; 2,4% – самовозгорание; 0,4% – ЛЭП. Немаловажным фактором увеличения количества и распространения лесных пожаров на значительные территории по субъекту явились аномальные климатические отклонения. Преобладавшие повышенные температуры, высокая ветровая нагрузка способствовали иссушению покрова земли, осушению водных объектов, в т. ч. на территориях, ранее не испытывавших дефицит влаги»”.

Изображение

Журнал Крокодил, 1983, №10

МЧС недаром называют “министерством чудесных сказочников”; но у Минприроды Якутии должны быть более адекватные источники информации о пожарах – иначе получается, что оно просто зря ест свой хлеб. Не располагая хоть сколько-нибудь реальными данными о том, что приводит к лесным пожарам в Якутии, в том числе в такие катастрофические годы, как нынешний – невозможно и выстроить эффективную систему борьбы с ними. Конечно, с чиновничьей точки зрения сухие грозы и самовозгорания очень выгодны – во-первых, они автоматически, при существующих методах расчета ущерба от лесных пожаров, снижают этот ущерб в 50-250 раз в зависимости от статуса леса, и во-вторых, позволяют не заниматься расследованием реальных причин пожаров и выявлением реальных виновников. Но с точки зрения общественных интересов – сохранения лесов и поселений, уменьшения задымленности, угроз жизни и здоровью людей – очень важно, чтобы ответственные должностные лица не гнали туфту, а все-таки выясняли реальные причины происходящего.

Напомним про недавний доклад заведующего отделом технологий спутникового мониторинга Института космических исследований РАН Е.А.Лупяна с соавторами “Причины возникновения природных пожаров и потенциальные возможности влияния на них на труднодоступных территориях”:

Какая доля лесных пожаров может происходить от гроз: данные ИКИ РАН

Максимально возможная доля пожаров, возникающих от молний (любых, не только при сухих грозах) в удаленных и труднодоступных лесах – зонах контроля, оценивается в этом докладе в 21%, и это при очень широких допущениях – учитывались совпадения с зарегистрированными грозами до трех дней по времени и до тридцати километров по расстоянию; в целом же по лесам эта доля оценивается в 15%. И это именно оценка максимально возможной доли, а реальное количество грозовых пожаров, конечно же, меньше. Данные хоть и не за нынешний год, но доля пожаров, возникающих от молний, не может меняться так быстро и сильно.

Так что сказку от Минприроды Якутии о 93% лесных пожаров, возникающих от сухих гроз, можно воспринимать только как очень тревожный сигнал об уровне адекватности министерства. При таком отношении руководящих работников к реальности леса региона неизбежно будут сильно гореть и в следующие годы.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=26058&sid=6e7b4c7519c44ab38785df9e966164e6

Loading