Опубликован отчет Счетной палаты о проверке лесоустройства

Опубликован отчет Счетной палаты о проверке эффективности расходования бюджетных средств на лесоустройство в 2014-2019 годах, и эффективности проведенных за счет этих средств работ. Проверка проводилась в 2020 году, проверяли работу Рослесхоза, Рослесинфорга, и органов управления лесами пяти субъектов РФ: Бурятии, Карелии, Ивановской и Иркутской областей, и Ханты-Мансийского АО. По Иркутской области проверка проводилась камерально. Ссылка:

Отчет о результатах контрольного мероприятия “Проверка эффективности организации работ и расходования средств на проведение лесоустройства, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников в 2015–2019 годах”

Проверка выявила вполне известные всем специалистам лесной отрасли обстоятельства: актуальная информация о лесах (материалы лесоустройства с не истекшим сроком давности) есть только по 15,6% их общей площади, финансовые нарушения имеют массовый характер – при общем объеме финансового обеспечения за пять лет 6,3 млрд. руб., объем выявленных нарушений составил 0,93 млрд. руб., и т.д. В Дальневосточном федеральном округе доля лесов, по которым есть актуальные данные лесоустройства, и вовсе составляет около трех процентов.

По данным Счетной палаты, расходы на лесоустройство в последние годы растут, но в основном за счет арендаторов на таксацию уже переданных в аренду лесов. С 2015 по 2019 год расходы на таксацию лесов увеличились в целом на 56,7%, а за счет средств арендаторов – в 3,3 раза. Несмотря на рост расходов, доля лесов, по которым есть актуальные материалы лесоустройства, увеличивается незначительно – с минимального значения в 14,7% в 2016 году до 15,6% в 2019 году.

Некоторые интересные цитаты из отчета:

“Рослесхоз не обладает инструментами, позволяющими получать достоверную информацию о состоянии изученности лесов в Российской Федерации (ведение форм отчетности о лесоустройстве, проведенном на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территориях, населенных пунктов, на которых расположены леса, а также сводной информации о лесоустройстве на землях лесного фонда не предусмотрено)”;

“действующим законодательством не установлены требования к … ответственности (административной, имущественной) за недостоверность данных таксации (например, неправильное определение преобладающей древесной породы, запаса древесины, неправильное назначение интенсивности рубок ухода за лесом), что создает риски занижения ставок арендной платы, необоснованного увеличения объемов рубок, уменьшения объемов выполняемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также риски коррупционных проявлений”;

“проектирование категорий лесов отнесено к федеральным полномочиям, которые, как установлено в ходе проверки, фактически Рослесхозом не осуществляются”;

“субъектами Российской Федерации в условиях дефицита бюджетов применяются наименее затратные способы таксации (например, способ дешифрирования снимков по третьему разряду, актуализация) и соответственно имеющие невысокое качество в сравнении с другими способами (например, глазомерный)”;

“неурегулированным остается вопрос организации технологического единообразия проведения лесоустроительных работ и создания единой информационной системы в целях аккумулирования информации по лесоустройству в Российской Федерации”.

По итогам проверки Счетная палата предлагает:

• обеспечить автоматизированный сбор материалов лесоустройства, данных об объемах и финансировании лесоустроительных работ;

• перейти к единому перспективному планированию лесоустроительных работ с учетом определения зон интенсивного использования лесов;

• разработать требования к предоставлению лесного участка в аренду для заготовки древесины и ввести на этих участках финансирование лесоустроительных работ за счет средств арендаторов;

• привести Лесоустроительную инструкцию 2018 года в соответствие с положениями Лесного кодекса в части критериев отнесения лесов к категориям защитности;

• разработать критерии и порядок определения зон интенсивного использования лесов в Российской Федерации.

Любимая идея Рослесхоза – о возврате полномочий по проведению лесоустройства на федеральный уровень – в предложениях Счетной палаты отсутствует.

Пока непонятно, будут ли сделаны какие-либо оргвыводы по результатам этой проверки – в прошлом материалы Счетной палаты по лесной тематике обычно игнорировались. Но, как говорится, вода камень точит – информации о тотальном беспорядке в сфере лесоустройства становится все больше, рано или поздно проблема выйдет за рамки лесной отрасли и правительству придется как-то ее решать (решать реально, а значит – не полагаясь на Рослесхоз и Рослесинфорг).

Аналогичная проверка необходима и по остальным видам лесоучетных и смежных работ, в том числе по проведению государственной инвентаризации лесов, ведению государственного лесного реестра и обобщению его данных, работам по постановке границ лесничеств на государственный кадастровый учет, по ведению государственного лесопатологического мониторинга и государственного мониторинга воспроизводства лесов.

***

Нифига не корректное сравнение цифр. У арендаторов априори актуальное ЛУ, а иначе как бы они работали? В Приморье одни из самых высоких показателей по актуальности в России. При этом, всё больше свободной зоны передаётся арендаторам в результате инвестпроектов, а скоро уже передадут и по результатам конкурсов ещё определённую часть лесов.

ДВФО – это не только лишь Приморье, а точнее Приморье – это лишь мизерная часть ДВФО. Здесь “звёзды сошлись” на самых вольготных условиях для заготовки древесины: близко рынки сбыта, наличие ресурсов древесины ценных пород, освоенные ещё леспромхозами леса – наличие транспортной доступности и т.д.

Другое дело, в отчёте счётной палаты верно указано на неисполнение своих обязанностей Рослесхозом. Особенно в части выделения озу. Без каких-либо увиливаний, в тексте чёрным по белому написано, что в ГЛР и иные отчётные формы регионы САМИ заносят информацию об озу после работ по таксации лесов (как внесение, так и удаление, а также любые их изменения и уточнения) в нарушение ЛК РФ, поскольку процедуры проектирования, а затем и выделения, наглухо забюрократизированны и лишь единично исполняются в рамках закона. Иначе таксацию не примут, поскольку введение материалов таксации в действие равно внесению данных таксации в ГЛР.

Про “госхозбизнес контору” и говорить неочем. РЛИ осталось только всё лесоустройство отдать в монополию и для полного счастья 800 рублей за гектар “по смете” установить – вот это будет “когда я чётка – я патриотка”. Самое время “обувать” бизнес, т.е. арендаторов лесного фонда. И ни за что не отвечать.

Частника не обделили вниманием, СРОшки вспомнили. А откуда им взяться, если законом не прописано? Зачем частнику лишний “движняк”? Про ответственность тут же заявили. А где же раньше, все эти годы, они были?

Весь этот “цирк” напоминает одну из версий нестандартной детской песенки про приключения группы лиц с ограниченными физическими возможностями:

По прямой извилистой дороге
Через лес и горы напрямик
Ехали уроды на поминки,
Вёз их бесколёсный грузовик.

За рулём сидел у них Безрукий.
А Безногий жал на тормоза.
Им Слепой показывал дорогу,
А Дурак бибикал без конца.

Вдруг из леса выскочила банда,
Грузовик пришлось остановить.
Тут Немой Глухому что-то гаркнул,
А Безрукий вынул дробовик.

Вот раздались выстрелы Слепого,
Сразу пять бандитов – наповал.
Половина банды разбежалась,
Но Безногий быстро их догнал.

По прямой извилистой дороге
Через лес и горы напрямик
На поминки ехали уроды,
Вёз их бесколёсный грузовик.
_________________
С уважением, Александр

http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=24555