Площадь лесных пожаров в России сократилась по сравнению с предыдущими годами

В России пройден весенний пик лесных пожаров, об этом в четверг, 3 июня, сообщили в Рослесхозе. Площадь лесных пожаров в этом году сократилась более чем в полтора раза по сравнению с предыдущим годом и вдвое — по сравнению со средними показателями прошлых лет. При этом сами пожары остаются чрезвычайно сложными, а из-за изменения климата фиксируют их теперь почти круглогодично. В том числе горят леса и за Полярным кругом, рассказали изданию в Рослесхозе. Подробнее об итогах весеннего пика и о прогнозах на лето, которое считается наиболее сложным периодом — в материале «Известий».

Пожары идут на север

Площадь, пройденная огнем во время весеннего пожароопасного сезона, снизилась в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом, рассказали «Известиям» в Рослесхозе.

«За весенний период лесопожарного сезона 2021 года площадь, пройденная огнем, составила 487 тыс. га. Это в 1,6 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, и в два раза меньше среднего показателя за последние 10 лет», — говорится в ответе ведомства на запрос издания о ситуации с лесными пожарами по итогам весеннего сезона.

В прошлом году к этому времени площадь, пройденная огнем, составила 798 тыс. га, следует из документа.

В течение последних нескольких лет, по данным ведомства, лесные пожары «остаются чрезвычайно сложными». Кроме того, фиксируют их теперь на протяжении всего года, а не только с началом традиционного весеннего сезона. В 2021-м первые пожары возникли еще в январе, при этом изменилась и традиционная их география.

«Фактически, на протяжении трех лет лесные пожары возникают круглогодично, без перерыва на зиму. Во многом это связано с потеплением климата, в результате чего лесные пожары сейчас фиксируются там, где раньше они не возникали: в северных регионах страны, даже за Полярным кругом», — поясняют в Рослесхозе.

Этой весной, отмечают в ведомстве, самыми масштабными стали пожары в Тюменской области. Там зафиксированы наибольшие площади, пройденные огнем. По состоянию на 1 июня, с начала года в регионе потушены лесные пожары на площади 200 тыс. га.

Также в числе наиболее пожароопасных регионов были Еврейская автономная область (87 тыс. га), Хабаровский край (60 тыс. га), Приморский край (28 тыс. га), Республика Саха (Якутия) (21 тыс. га). В период майских праздников и нерабочих дней наиболее острая ситуация возникла в Курганской, Омской, Свердловской и Новосибирской областях.

Тюмень в дыму

Напомним, что режим ЧС из-за сильных пожаров ввели в Тюменской области в последний день майских праздников. Пожары там продолжались с апреля. В региональном правительстве отметили, что таких сильных пожаров в области не наблюдалось уже 10 лет.

Первые пожары были зафиксированы там еще в апреле, 19 апреля в области ввели особый противопожарный режим. В последние выходные мая смог от пожаров накрыл в том числе столицу региона, Тюмень.

Сейчас там продолжает действовать режим чрезвычайной ситуации, кроме того, 1 июня стало известно, что действие особого противопожарного режима также продлили еще на три недели, это позволяет муниципальным властям устанавливать дополнительные требования безопасности.

Во время режима чрезвычайной ситуации людям запрещено посещать леса и разводить открытый огонь на дачных и приусадебных участках. За нарушение этих требований физическим лицам может грозить штраф в размере до 4 тыс. рублей, индивидуальным предпринимателям — до 20 тыс. рублей, юридическим лицам — до 200 тыс. рублей.

К концу мая, по данным оперативного штаба области, общая сумма штрафов за нарушение режима противопожарной безопасности составила 4,6 млн рублей.

Лучше средних многолетних значений

Несмотря на то что начало пожароопасного сезона стало плавающим, в России остаются два традиционных пика — весенний, который достигает своего максимума к маю, и летний, который начинается в июле и наибольшего масштаба достигает к августу, рассказал «Известиям» руководитель противопожарной программы «Гринпис» Григорий Куксин.

Весенний пожароопасный пик действительно удалось пройти с показателями лучше средних многолетних значений, подтверждает он.

Во многом, по его мнению, это связано с тем, что в последние годы стало постепенно сокращаться число традиционных палов травы. Они являются основной причиной возникновения природных пожаров в весеннее время, об их опасности регулярно напоминают активисты, представители экстренных служб, органов власти и журналисты.

— Это (сокращение числа весенних пожаров. — «Известия») типично для последних лет. Дает свои плоды работа по предотвращению травяных палов. В результате эта повсеместная практика постепенно сдает позиции в масштабах всей страны, — рассказывает он.

В этом году произвольные палы травы стали причиной примерно трети всех возникших природных пожаров (речь идет не только о лесных пожарах, но и о возгораниях, которые возникли на открытых территориях. — «Известия»), пояснили «Известиям» в Авиалесоохране.

Нетипичной Григорий Куксин называет сложную ситуацию с пожарами в Тюмени. Причиной, по его мнению, стала аномально жаркая погода, которая этой весной совпала с палами. В результате обычные для этого времени года пожары в регионе «приняли катастрофическое развитие».

Затруднило борьбу с огнем, по его мнению, то, что региональные власти ввели режим ЧС и обратились за помощью значительно позже, чем того требовала ситуация. «На федеральном уровне готовы были оказать помощь, но эту помощь никто не запрашивал», — отмечает он.

Сейчас и в Тюмени, и по всей стране весенние пожары идут на спад. Происходит это в силу естественных причин, пояснили «Известиям» в Авиалесоохране: «Нелесные территории покрылись зеленой растительностью, что препятствует горению еще оставшейся сухой травы. На лесных территориях пока достаточно влаги, включая зимнюю».

При этом в Тюменской области продолжают гореть осушенные болота и торфяники вокруг столицы и, в случае если региональные пожарные не смогут справиться с ними в течение июня, не исключено повторение ситуации, подобной той, что складывалась в центральной части страны летом 2010-го, предупреждает Куксин.

Прогноз на июнь

Летний пик пожаров начнет формироваться по мере высыхания лесов. Он традиционно считается более сложным, чем весенний, в том числе потому, что лесные пожары в это время легко переходят в верховые, предупреждают в Авиалесоохране. Предварительной прогноз пожарной опасности на июнь там опубликовали в начале месяца.

«В соответствии с прогнозом на июнь, в зону высокого риска превышения среднемноголетних параметров пожарной опасности в лесах в 2021 году попадают 18 регионов, в 2020-м — 21 регион», — сообщили «Известиям» в ведомстве.

Высокие риски сохраняются в Центральном, Южном и Северо-Кавказском федеральном округах. Также в зоне риска — Архангельская область, Республика Коми, Республика Тыва, Башкортостан, вся территория Республики Удмуртия, частично — территории Кировской и Самарской областей, Красноярского края, Иркутской области и Пермского края.

На Дальнем Востоке вероятность пожаров будет особенно высока в Якутии и на отдельных территориях Сахалинской и Магаданской областей, а также Забайкальского края. Не исключено также распространение пожаров в Арктике.

«Прошедший год ярко показал, что летний пик может характеризоваться вспышкой пожаров и в арктической, и субарктической зоне. И в этом году в арктической зоне Якутии, где температурные аномалии на 4–10 градусов превышают климатическую норму, уже возникли первые пожары», — отмечает исполняющий обязанности начальника ФБУ «Авиалесоохрана» Николай Ковалев.

В зависимости от направления ветра пожары в Якутии могут означать либо задымление городов, либо перенос дыма в арктические широты. В этом случае пожары будут незаметны для жителей крупных городов, однако оседание дыма на льдах Арктики может ускорить потепление климата в этом регионе, объясняет Григорий Куксин.

В целом неблагоприятный прогноз пожарной опасности не означает, что в том или ином регионе обязательно возникнет чрезвычайная ситуация, напоминают специалисты.

«Ситуация во многом зависит от соблюдения населением правил пожарной безопасности на природных территориях, а также от реагирования субъектами Российской Федерации на динамику обстановки», — говорит Николай Ковалев.

Причиной пожаров чаще всего становится человеческий фактор, однако скорость распространения огня во многом зависит от погоды, говорит Григорий Куксин. Учитывая меняющийся климат, делать долгосрочные прогнозы сложно, однако июнь, по его мнению, будет относительно спокойным. На подготовку к следующему пику, «когда будут гореть одновременно почти все «лесные» регионы», как у лесников и сотрудников пожарной охраны, сотрудников региональных и федеральных структур, так и у добровольцев, по его оценкам, остается несколько недель.

В Рослесхозе «Известиям» пояснили, что ведомство держит ситуацию на постоянном особом контроле и «выстраивает свою работу таким образом, чтобы работать на опережение». Там отметили, что подготовку к этому пожароопасному сезону начали сразу по завершении прошлого, в декабре 2020-го; тогда же до регионов были доведены субвенции из федерального бюджета.

Тем не менее проблема недофинансирования на региональном уровне сохраняется, отмечает Григорий Куксин. Поэтому в преддверии очередного пика было бы логично заранее предусмотреть возможность оказания оперативной поддержки из федерального центра регионам, которые могут пострадать от масштабных пожаров в первую очередь, полагает он.

https://www.warandpeace.ru/ru/news/view/157357/