Почему указ “О мерах по сокращению площади лесных пожаров” не поможет сохранить леса от огня

Указ короткий, объяснение простое.

Пункт первый – “Правительству РФ совместно с высшими должностными лицами субъектов РФ обеспечить сокращение площади лесных пожаров на землях лесного фонда в 2022–2030 годах не менее чем на 50% относительно уровня 2021 года”. Это про цель, а не про меры. Однако, даже цель ставится только по землям лесного фонда – при том, что многие наиболее неблагополучные в пожарном отношении леса располагаются вне земель лесного фонда (например, на землях сельхозназначения или землях запаса), или на спорных землях (это, например, большинство бывших колхозных и совхозных лесов).

Пункт второй – “Правительству РФ в месячный срок утвердить для субъектов РФ на период до 2030 года целевые показатели ежегодного сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда, а также методику расчета таких показателей”. В месячный срок, да еще в середине пожароопасного периода, когда большинство оставшихся специалистов занято организацией борьбы с пожарами, разработать адекватные и чем-либо обеспеченные показатели вряд ли возможно. Выдумать и утвердить можно что угодно – вот только к реальности эти выдумки вряд ли будут иметь хоть какое-то отношение.

Пункт третий, подпункт “а”: “Высшим должностным лицам субъектов РФ обеспечить достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 2 настоящего Указа”. А за счет чего обеспечить-то? Леса федеральные, деньги на охрану их от огня выделяются в виде субвенций из федерального бюджета, размер которых определяется федеральным законом; дополнительных своих денег у большинства регионов (нищих и дотационных) почти нет. Со специалистами тоже с каждым годом становится все хуже и хуже: старые уходят, молодые неохотно идут в умирающую и беспросветно нищую отрасль. Остается вернуться к недавнему историческому опыту: просто скрывать от учета львиную долю лесных пожаров. Сберечь леса от огня это никак не поможет.

Пункт третий, подпункт “б”: “Высшим должностным лицам субъектов РФ обеспечить поэтапное достижение к 2030 году уровня, при котором доля лесных пожаров на землях лесного фонда, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров на землях лесного фонда будет составлять 100%”. Во-первых, в реальности это невозможно: неизбежно случаются такие пожары, которые в первые сутки после обнаружения не потушить никак. Даже вполне фантастическая Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 года предполагает довести этот показатель до 80,87 – 92,53 процентов, в зависимости от сценария. Во-вторых, “на бумаге” это легко достигается путем нехитрых манипуляций: крупный и долгий пожар разбивается на множество мелких, каждый из которых “ликвидируется в день обнаружения”. Отчетность получается красивая, но реальной борьбе с пожарами это не помогает никак.

Пункт третий, подпункт “в”: “Высшим должностным лицам субъектов РФ обеспечить ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представление в Правительство РФ отчета о выполнении подпунктов “а” и “б” настоящего пункта”. Это опять не про меры, а просто про предоставление соответствующих бумаг. Причем не новых, а параллельных существующим.

То есть реальных мер, которые помогли бы справиться с пожарами на землях лесного фонда, в указе нет. А по лесным пожарам вне земель лесного фонда – нет никаких вообще.

Обычно первый шаг к лесопожарной катастрофе следующего года делается осенью – когда в Думу вносится законопроект о федеральном бюджете (из которого всегда ясно, что денег на охрану лесов опять не хватит). Сейчас первый шаг сделан уже в июне. Едва начался летний пик лесных пожаров нынешнего года – а уже совершенно очевидно, что и следующий год в лесопожарном отношении тоже будет крайне тяжелым.

http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/m2iyF1Ir8S1xDEVP7IM1eqhrAF8TA7d0.pdf

Loading