Традиционный июньский минимум лесных пожаров близится к концу

Лесные и в целом ландшафтные пожары в России имеют в течение года два отчетливых пика: весенний, приходящийся на апрель и май, и летне-осенний, приходящийся на июль, август и начало сентября. Весенний пик пожаров связан в первую очередь с палами сухой травы на открытых пространствах и их переходами на леса и торфяники; летний – в первую очередь с неосторожным обращением людей с огнем непосредственно в лесах и местами отчасти с грозами. Эти два пика всегда разделяются значительным спадом пожарной опасности, уменьшением количества и площадей действующих пожаров, приходящимся на самый конец мая и июнь. В это время в большинстве регионов на открытых пространствах уже отрастает молодая трава, препятствующая горению старой и сухой, а леса в основном еще остаются сырыми после весеннего снеготаяния.

В 2020 году из-за теплой зимы в большинстве лесных регионов России, а во многих западных регионах – еще и экстремально малоснежной, весенний пик ландшафтных пожаров начался раньше, но и закончился раньше. Этому помогли еще и рекордные дожди в западной части страны, наиболее пострадавшей от бесснежной зимы. Однако, и период низкой горимости тоже, скорее всего, закончится раньше обычного, и нового отчетливого роста масштабов лесных пожаров в целом по России можно ожидать уже через одну-две недели.

Июньский минимум лесных пожаров – явление совершенно обычное, ежегодное. Люди, чья работа профессионально связана с лесом, хорошо понимают, что это всего лишь временная передышка, затишье перед новым ростом пожарной опасности. Но чиновники более высокого уровня традиционно воспринимают этот минимум пожаров как свою победу над стихией, признак того, что все теперь под контролем и можно немного расслабиться. Это, разумеется, никак не способствует высокой готовности к летнему пику лесных пожаров. Официально для борьбы с пожарами создаются колоссальные “группировки” во многие десятки тысяч человек, включающие в себя профессионалов самого разного профиля – от хлеборезов до космонавтов; но реальным тушением лесных пожаров даже при самой высокой горимости занимается в каждый конкретный день не более нескольких тысяч работников лесохозяйственных и лесопожарных организаций. За последние сутки, по данным Авиалесоохраны, в тушении лесных пожаров были задействованы 454 человека.

Вот так выглядит развитие ситуации с ландшафтными пожарами в России в 2020 году (красная линия) по сравнению со средними значениями за 2001-2019 годы (голубая линия). Оба графика отражают количество термоточек MODIS – тепловых аномалий земной поверхности, фиксируемых специализированными спутниками; значения сглажены путем усреднения за предшествующие каждой дате десятидневные периоды:

А это динамика официальных площадей лесных пожаров в целом (красная линия) и пожаров-отказников (пожаров в так называемых “зонах контроля”, по которым приняты решения об отказе от тушения – фиолетовая линия), согласно официальным сводкам ФБУ “Авиалесоохрана”, основывающимся на информации региональных диспетчерских служб:

Официальные площади пожаров, как и всякая официальная статистика и отчетность, разумеется, очень приблизительны. Например, в сводке ФБУ “Авиалесоохрана” говорится, что по состоянию на 00:00 по московскому времени 3 июня 2020 года (семь утра по местному), в Хабаровском крае действует один пожар на землях особо охраняемых природных территорий – в Ботчинском заповеднике на площади 3 тыс. га. Однако, по данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз, площадь этого пожара в Ботчинском заповеднике составила 12,5 тыс. га. К настоящему времени благодаря изменившейся погоде, усилиям работников заповедника и Авиалесоохраны пожар как минимум локализован, и, вероятно, в ближайшее время будет ликвидирован.

Искажение и сокрытие информации о реальных масштабах лесных пожаров, в частности – существенное занижение их площадей в оперативных отчетах и сводках, является одной из причин несвоевременного и часто неадекватного (недостаточного) реагирования на пожары. А несвоевременное и неадекватное реагирование, в свою очередь, приводит к быстрому росту площадей пожаров и к тому, что ситуация в целом выходит из-под контроля. За последние несколько лет (начиная с 2014 года) лесопожарная отчетность и статистика существенно улучшились, но пока еще в целом по стране не дают полной и объективной картины дела.

http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=24553&sid=5fea7473bb60b34d6156805df36f2592

Loading