В Минприроды РФ намерены сократить границы зон контроля пожаров

Минприроды РФ выступило с предложением относить к зонам контроля, где можно не тушить лесные пожары, только нелесные земли, расположенные в резервных лесах. О проекте поправок к правилам тушения лесных пожаров пишет во вторник газета «Коммерсантъ».

Как отмечается, в настоящее время к зонам контроля относятся и леса, расположенные на труднодоступных и удаленных территориях. 90% пожаров лета 2019 года пришлось именно на «зоны контроля». По оценкам «Гринписа», в общей сложности это примерно половина от лесного фонда, а «нелесные земли в резервных лесах» составляют около 6% от него.

Минприроды объяснило, что в некоторых регионах в зоны контроля необоснованно включены значительные площади лесов, а термин «труднодоступные и удаленные территории» понимают неоднозначно. Вместе с тем ранее ведомство заявляло, что «при полной отмене зон контроля потребуется кратное увеличение сил и средств и необходимость создания новых авиаотделений и наземных служб».

По словам Алексея Ярошенко из «Гринписа России», зоной контроля могут стать клочки территории, пожар с которых может перекинуться на соседние леса, которые придется тушить. Эксперт считает, что такой подход не сработает.

При этом Константин Кобяков из «WWF России» полагает, что после этого решения Минприроды могут возникнуть проблемы, связанные с неэффективным расходованием и так ограниченных финансовых средств.

Напомним, что в России около 130 млн гектаров подвержены опустыниванию. Эти территории могут увеличиваться достаточно быстро. Директор департамента по программам, исследованиям и экспертизе в «Гринпис» Иван Блоков рассказал телеканалу «МИР 24», какие вопросы нужно решать уже сейчас, чтобы не допустить ухудшения ситуации.

***

Минприроды предлагает радикально сократить территории, где можно не тушить лесные пожары

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Минприроды предлагает фактически вовсе отказаться от так называемых зон контроля, в пределах которых региональным властям разрешается не тушить лесные пожары. Сейчас на такие зоны приходится почти половина всего лесного фонда России, ведомство предлагает сократить их до 6%. На существенном уменьшении этих территорий ранее настаивали экологи — 90% катастрофических пожаров лета 2019 года пришлось именно на них. При этом еще месяц назад в природоохранном ведомстве сомневались в необходимости радикального секвестра зон контроля, утверждая, что это «потребует кратного увеличение сил и средств». Зеленые и опасаются, что из-за недостатка финансирования регионы все равно не станут тушить возгорания на труднодоступных участках, и прогнозируют возможное повторение прошлогодней кризисной ситуации с лесными пожарами.

Минприроды подготовило проект поправок (есть у “Ъ”) к Правилам тушения лесных пожаров, которые фактически упраздняют так называемые зоны контроля. Сейчас на территории этих зон разрешено не тушить лесные пожары — ведомственный нормативный акт относит к ним леса, «расположенные на труднодоступных и удаленных территориях». Региональные комиссии по ЧС могут принять решение об отказе бороться с огнем лесных пожаров в этих зонах при условии, что отсутствует угроза населенным пунктам или объектам экономики, а прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен. В мае глава Рослесхоза Сергей Аноприенко заявлял, что ведомство сократило с 2019 года площадь зон контроля на 88 млн га, сейчас их площадь составляет 532 млн га. При этом площадь земель лесного фонда составляет 1,1 млрд га.

Напомним, именно на зоны контроля пришлось 90% всех лесных пожаров лета 2019 года, когда дым от природных возгораний в Сибири и на Дальнем Востоке накрыл несколько уральских городов и достиг Поволжья. Тогда представители общественности призвали чиновников принять меры, чтобы не допустить повторения ситуации. Катастрофические пожары прошлого года повлекли и ряд административных решений. Так, например, бывший премьер Дмитрий Медведев поручил пересмотреть территорию зон контроля. На сокращении этих территорий вдвое настаивали экологи.Теперь Минприроды предлагает относить к зонам контроля лишь «нелесные земли, которые расположены в резервных лесах».

По оценкам «Гринписа России», такие участки составляют всего около 6% от всей площади лесного фонда. В то время как сейчас на зоны контроля приходится почти половина всего лесного фонда России. При этом ранее позиция Минприроды по этому поводу была несколько иной. «При полной отмене зон контроля потребуются кратное увеличение сил и средств и необходимость создания новых авиаотделений и наземных служб,— сообщило Минприроды в мае, отчитываясь о выполнении данного год назад бывшим премьером Дмитрием Медведевым поручения пересмотреть зоны контроля.— При этом из всех земель лесного фонда около 350 млн га технологически недоступны для лесопожарных формирований».

Вчера в природоохранном ведомстве “Ъ” объяснили, что в ряде регионов в зоны контроля необоснованно включены значительные площади лесов. «Также анализ региональной практики показал, что термин “труднодоступные и удаленные территории” понимается неоднозначно,— добавили в ведомстве.— Поэтому Минприроды России и Рослесхозом прорабатывается вопрос внесения изменений в Правила тушения лесных пожаров в части установления четких критериев отнесения территорий к зонам контроля».

«Нелесные земли в резервных лесах — это каменистые россыпи, тундра, где лес расти не может. Таким образом, зонами контроля станут клочки территории, пожар с которых может легко перекинуться на соседний лес, который придется тушить»,— говорит Алексей Ярошенко из «Гринписа России». По мнению эксперта, на практике такой подход работать не будет. «Делать будут то же самое, что и до введения зон контроля: труднодоступные пожары просто не тушили, но без всяких правовых оснований и скрывали от учета. Либо будут имитировать тушение — отправлять на пожар 10 тыс. га пять человек, которые с края будут пытаться его потушить. Ясное дело, что этого недостаточно»,— сказал он.Средств на тушение пожаров в тех лесах, которые теперь не будут являться зонами контроля, по-прежнему нет, так что тушить их также никто не будет, соглашается Константин Кобяков из «WWF России».

Эксперты неоднократно указывали, что финансов, которые ежегодно выделяются регионам, катастрофически не хватает. Так, в бюджете прошлого года на предупреждение, профилактику и тушение лесных пожаров было заложено 7 млрд руб. Экологи называли это «абсолютно нищенским финансированием, которое не обеспечивает охрану лесов». По их оценкам, ежегодно необходимо 25–30 млрд руб. Ранее в Рослесхозе заявляли “Ъ”, что в 2020 году на обеспечение пожарной безопасности выделено 6,2 млрд руб., в том числе 2,5 млрд руб.— на авиационный мониторинг, 1,07 млрд руб.— на тушение и 2,6 млрд руб.— на противопожарные мероприятия. Дополнительно 3,2 млрд руб. выделено субъектам в рамках нацпроекта на закупку лесопожарной техники и оборудования. Отметим, общий объем субвенций на исполнение всех многочисленных лесных полномочий — 32,9 млрд руб., однако регионы не могут самостоятельно перераспределять средства.

«Это метания из крайности в крайность — сначала выделили эти зоны, включив в них огромные территории, теперь предлагают практически полностью от них отказаться,— жалуется господин Кобяков.— В случае принятия документа могут возникнуть проблемы неэффективного расходования имеющихся ограниченных средств». По оценкам эксперта, чтобы потушить пожары на тех территориях, которые теперь не будут считаться зонами контроля, потребуется увеличить ежегодное финансирование этих мероприятий минимум в десять раз.

При этом в «Гринписе России» опасаются, что уже нынешним летом ситуация с масштабными возгораниями и задымлением в городах может повториться. По данным Информсистемы государственного дистанционного мониторинга лесных пожаров, сейчас огонь бушует на площади около 717 тыс. га — сильнее других регионов горят Якутия (505 тыс. га) и Чукотка (87 тыс. га). При этом площадь природных пожаров увеличивается стремительно — лишь за двое суток она выросла на 305 тыс. га. С начала года огонь прошел уже 5,7 млн га. Для сравнения: к 22 июня 2019 года выгорело около 6,4 млн га, а сильные возгорания, которые привели к задымлению уральских городов, начались в середине июля.Опасения экологов о повторении сценария прошлогодних пожаров связаны еще и с тем, что большинство намерений реформировать сферу не продвинулись дальше обсуждений и законопроектов.

В частности, Минприроды в августе 2019 года предлагало лишить губернаторов права принимать решения по установлению зон контроля, запретить самостоятельно менять их границы. Другие предложения касались передачи в федеральный центр полномочий, связанных с авиаохраной лесов.

http://ecoportal.su/news.php?id=105585