И.В.Шутов. Письмо М.В.Мишустину о реорганизации управления лесным хозяйством Российской Федерации

Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину Михаилу Владимировичу

О реорганизации управления лесным хозяйством РФ

Глубокоуважаемый Михаил Владимирович!

Поддерживаю созревшие намерения в реформировании отрасли:

1. Упразднить существующее в структуре МПР Агентство лесного хозяйства по причине не эффективной его работы.

Названный результат деятельности Агентства неслучаен. Он – следствие многих причин. Важнейшими из них являются:

– то, что Агентство изначально не было ориентировано на ведение в лесах планово-созидательной и доходной охранно-производственной деятельности;

– то, что Агентство обязано было следовать сказанному в ущербном Лесном кодексе 2006 г. (ЛК). Главным разрушительным элементом этого ЛК была и остается не купля-продажа древостоев, а разрешенная сдача лесов как расходуемого имущества в аренду тем, кто занимается его уничтожением (т.е. вырубкой лесов). Такой нелепой псевдоаренды нет ни в одной из развитых стран.

2. Организовать вместо названного Агентства самоокупаемую, а затем и высокодоходную Федеральную службу лесного хозяйства. Таковая может входить непосредственно в структуру Правительства и (или) быть автономным подразделением Министерства сельского хозяйства. То и другое в стране уже было опробовано и оценено. Так, в начале 1900-х годов то, что тогда называли Лесным департаментом (в его ведении находилось 66 % лесов страны), являлось автономным подразделением Министерства земледелия и государственных имуществ. Это тогда (в 1913 г.) Лесной департамент принес в казну два рубля чистого дохода на каждый израсходованный рубль.

3. Прекратить глубоко убыточный для страны экспорт круглых и подвергнутых дешевой псевдообработке бревен хвойных и ценных лиственных пород. Хорошо бы сделать это не с 2022 года (как было объявлено Президентом), а возможно раньше.

4. В возможно более короткое время разработать и ввести в жизнь имеющий силу закона новый Лесной кодекс РФ. В новых для страны условиях социально-ориентированной рыночной экономики новый Лесной кодекс должен быть ориентирован на создание и развитие в нашем лесном хозяйстве такой организации его доходной и природоохранной деятельности, результатом которой было бы не только сохранение лесов, но еще улучшение характеристик древостоев и самой товарной ценности реализуемой древесины.

5. Названная выше задача является очень сложной. В силу этого предлагаю возможную подготовку проекта нового Лесного кодекса возложить на Российскую Академию наук, а также привлечь к этой работе – по примеру предшествующих правителей России – авторитетных лесоводов Германии и других развитых стран.

При всем том, как понятно, должна быть использована обширная информация о прошлом и настоящем нашего очень сложного лесного хозяйства. Такая информация имеется во множестве публикаций. Из них в данном письме могу назвать несколько, например, двухтомник «Столетие и двухсотлетие учреждения Лесного департамента» (1798-1898-1998), изданную в 1919 г. книгу В.В. Фааса и др. «Результаты бывшего казенного лесного хозяйства к 1914 году» (переиздана в 2010 г. в издательстве Политехнического университета имени Петра Великого), изданную там же в 2012 году книгу «Вехи лесного хозяйства России» (авт. И.В. Шутов), а также мою статью «России жизненно необходима реанимация ее лесного хозяйства» (Лесная газета, 2017 г., № 32-33).

Член-корр. РАН, Заслуженный лесовод России И.В. Шутов

9.12.2020

http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=25205