Идем к лесопожарной катастрофе 2022 года: во вторник Дума собирается рассматривать во втором чтении закон о бюджете

Сегодня, 14:20

23 ноября 2021 года Государственная Дума собирается рассматривать во втором чтении законопроект о федеральном бюджете на следующий год и на следующий трехлетний плановый период, и почти наверняка его примет. Это станет очередным важным шагом к крупной лесопожарной катастрофе уже следующего года – при таком уровне финансирования лесного хозяйства спасти леса страны от огня может только чудо (например, сырое и холодное лето во всех крупных таежных регионах). Конечно, деньги – это не единственное, что нужно для эффективной охраны российских лесов от огня, нужен еще целый комплекс умных управленческих решений, но и без приемлемого финансирования эффективно бороться с пожарами не получится.

Законопроект № 1258295-7 “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов”

В варианте, предлагаемом ко второму чтению, общее финансирование лесного хозяйства по сравнению с уровнем 2021 года увеличивается на 16% (при том, что для полного исполнения переданных субъектам РФ лесных полномочий его нужно увеличить, оценочно, примерно втрое). Главным нововведением является новая категория лесных субвенций (средств, выделяемых из федерального бюджета субъектам РФ на исполнение переданных им федеральных лесных полномочий) – “на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров”. Общий размер этих новых лесопожарных субвенций составит 14,2 млрд. руб., включая 0,7 млрд. руб. нераспределенного резерва. В среднем по стране для этой цели будет выделено около двенадцати рублей на гектар земель, на которых расположены леса, причем крупные сибирские и дальневосточные регионы получат еще меньше (Красноярский край – 7 руб./га, Якутия – 6,3 руб./га, Магаданская область – 5,5 руб./га, Камчатский край – 5,1 руб./га, Ямало-Ненецкий АО – 4,8 руб./га).

Главное лесопожарное достижение законодателей – дополнительные деньги на охрану гектара лесов в 2022 году

Конечно, недостаточное финансирование переданных регионам лесных полномочий – это не единственное, что ведет нас к повторению крупных лесопожарных катастроф в ближайшие годы. Напоминаем про основные меры, которые должны быть приняты для обеспечения эффективной охраны российских лесов от огня – к сожалению, пока (за прошедшие после катастрофических летних пожаров три месяца) ни по одному из этих направлений ничего существенного не сделано.

Перечень мер по сокращению масштабов лесных пожаров в России, предлагаемых к включению в комплексный план действий по борьбе с лесными пожарами

1. Значительное сокращение площади неохраняемых лесов
2. Максимальное исключение огня из сельского и лесного хозяйства
3. Полное финансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий
4. Высвобождение ресурсов на охрану лесов за счет сокращения бумагооборота
5. Исключение законодательных мотивов к выжиганию лесов
6. Усиленная охрана федеральных особо охраняемых природных территорий
7. Усиленное противопожарное просвещение населения
8. Развитие пожарного добровольчества на природных территориях
9. Создание системы достоверного учета всех типов ландшафтных пожаров

Кроме того, серьезный дополнительный риск связан с обсуждаемой сейчас административной реформой Федерального агентства лесного хозяйства, преобразованием его в федеральную службу без хозяйственных функций (из Рослесхоза в Рослесштраф), что может непонятным образом отразиться на судьбе подведомственных ему учреждений, в том числе Авиалесоохраны. Пока предполагается, что эта реформа начнется с 1 апреля 2022 года – дата, конечно, для такого дела вполне подходящая, но в таком случае усиленный управленческий хаос может в точности наложиться на пожароопасный сезон в большинстве лесных регионов страны.

Есть и отдельные изменения к лучшему. Уже три года держится Амурская область, отказавшаяся от проведения массовых весенних профвыжиганий и добившаяся за счет этого почти семикратного сокращения масштабов ландшафтных пожаров (по количеству термоточек). Принципиально изменился подход к тушению торфяных пожаров в большинстве регионов европейской части страны – их теперь в основном выявляют и тушат на ранних стадиях, сразу после приводящих к ним весенних травяных палов, а не ждут мощного задымления городов. Выделяются деньги регионам на обновление лесопожарной техники – на ней часто некому работать из-за нищеты и бесперспективности лесного хозяйства, но сама новая техника есть. К сожалению, для того, чтобы уйти от ежегодных крупных лесопожарных катастроф, этих улучшений недостаточно – их эффект заметен в основном на уровне отдельных регионов.

В общем, следующий год будет в лесопожарном отношении очень сложным. Напоминаем традиционный примерный график развития лесопожарных катастроф в нашей стране:

январь-февраль – доклады всех уполномоченных министерств, ведомств и чиновников о том, что уроки прошлого года выучены, меры приняты, и теперь-то к пожароопасному сезону готовы;

март – начало массовых “контролируемых профилактических” выжиганий и сельхозпалов, сигнал от государства населению, что жечь сухую траву можно, нужно и уже пора;

апрель-май – первый пик катастрофических ландшафтных пожаров, сгоревшие деревни и дачи, первое мощное задымление крупных городов, начало большинства торфяных пожаров;

июнь – временная передышка: сухая трава горит слабее из-за отрастания свежей, леса в основном еще сырые после весеннего снеготаяния, первая волна массовых сообщений о победе над пожарами;

июль-сентябрь – второй пик катастрофических ландшафтных пожаров, в основном лесных и торфяных, наиболее мощное задымление обширных городов и крупных населенных территорий, большие потери лесов;

октябрь – спад пожарной опасности в большинстве лесных регионов, с отдельными крупными, но в основном скоротечными, пожарами в южных регионах, вторая волна массовых сообщений о победе над пожарами;

ноябрь-декабрь – остаточные пожары в южных регионах и на отдельных торфяниках, период самодовольства, наказания невиновных и награждения непричастных, принятие новых ошибочных решений, ведущих к пожарной катастрофе следующего года.

Журнал Крокодил, 1988, №12

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=26131&sid=1392b9823b5ef49ce339a5587fb4fb8d

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *