Чем опасны фантастические оценки поглощающей способности российских лесов

По мере нарастания интереса власти к теме климата, оценки поглощающей способности российских лесов становятся все более фантастическими. Еще совсем недавно поглощающая способность “управляемых” (то есть тех, которые вовлечены хотя бы в какую-то значимую хозяйственную деятельность) лесов оценивалась примерно в 0,5 – 0,6 млрд тонн СО2-эквивалента в год, то сейчас она оценивается – то как перспективная, то как уже практически достигнутая – в 2,2 – 2,5 млрд тонн СО2-эквивалента в год.

Согласно четвертому двухгодичному докладу Российской Федерации, представленного в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата в 2019 году (основные исполнители – Минприроды России и Росгидромет), поглощающая способность российских лесов оценивалась в среднем за 2008-2017 гг. в 652 миллиона тонн СО2-эквивалента в год, а прогнозируемая к 2035 году – в зависимости от сценария развития лесного комплекса, в 636-601 млн тонн в год (предполагалось, что лесной комплекс будет расти и потреблять больше древесины).

Но за последующие два года оценки некоторых российских чиновников и представителей бизнеса выросли по сравнению с цифрами четвертого двухгодичного доклада в разы. Например:

“Россия вносит огромный вклад в абсорбирование глобальных выбросов – как своих, так и чужих – за счёт поглощающей способности наших экосистем, в первую очередь лесов, которая оценивается в 2,5 млрд т эквивалента СО2 в год” (выступление вице-премьера В.В.Абрамченко на IX Невском экологическом конгрессе 28 мая 2021 года);

“По состоянию на 2019 год поглощающая способность российских лесов оценивалась в 535 млн тонн СО2 эквивалента. Однако за счет более плотного учета площади лесов и реализации климатических проектов поглощающая способность российских лесов может увеличиться к 2050 году до 2,2 млрд тонн СО2 эквивалента)” (сообщение ТАСС со ссылкой на вице-президента Лукойла Л.А.Федуна 18 декабря 2021 года).

Очевидно, что это совершенно фантастические оценки, выходящие далеко за пределы здравого смысла. Даже недавно принятая правительством Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (“Стратегия низкоуглеродного развития”) при “целевом” (интенсивном, максимальном) сценарии предполагает “рост поглощающей способности управляемых экосистем с текущих 535 млн. тонн эквивалента СО2 до 1200 млн. тонн эквивалента СО2 в лесном хозяйстве”. И даже этот рост потребует очень серьезных усилий, главным образом за счет развития лесоводства на продуктивных безлесных землях (в основном заброшенных сельхозугодьях), сокращения масштабов лесных и вообще ландшафтных пожаров и сохранения больших площадей диких лесов. Пока ни по одному из этих направлений значимых успехов не наблюдается и, при сохранении существующих тенденций, даже не предвидится.

Понятно, что рассуждения о возможном росте поглощающей способности российских лесов до 2,2 – 2,5 млрд тонн СО2-эквивалента в год – это не более чем ненаучная фантастика или пропаганда для сугубо внутреннего употребления, не имеющая к реальности практически никакого отношения. Но на самом деле она может довольно серьезно навредить – как лесам, климату, природе и лесному комплексу, так и тем отраслям российской экономики, которые зависят или могут зависеть от углеродного баланса, форм и методов его регулирования.

Дело в том, что показатели поглощающей способности российских лесов, заложенные в Стратегию низкоуглеродного развития (1,2 млрд тонн СО2-эквивалента в год), хотя бы теоретически достижимы. Если отнестись к ним серьезно, и начать принимать реальные меры по развитию сельского лесоводства, по охране лесов от пожаров, по переходу от бесхозяйственного экстенсивного лесопользования к полноценному лесному хозяйству – то за тридцать лет можно достичь чего-то близкого к ним. Иными словами, если ориентироваться на эти показатели – то имеет смысл работать над их достижением, делать что-то реальное.

А вот показатели в 2,2 – 2,5 млрд тонн СО2-эквивалента в год – заведомо нереальны, и достичь их можно только одним путем: подгонкой данных о лесах и методик подсчета их поглощающей способности под заранее озвученные результаты. А если основной прирост поглощающей способности заведомо будет обеспечиваться фантазийно-бюрократическими методами, то реальное ее изменение станет не таким уж важным, или даже совсем не важным. В такой ситуации мотивация к реальной работе над повышением поглощающей способности лесов практически полностью исчезает. Обман, конечно, рано или поздно вскроется – но тогда что-либо реальное сделать будет уже гораздо труднее.

Короче говоря, если в качестве ориентира будет принята поглощающая способность российских лесов в 2,2 – 2,5 млрд тонн СО2-эквивалента в год, то ни лесоклиматические проекты, ни углеродное регулирование в целом, не смогут сколько-нибудь существенным образом повлиять на состояние российских лесов, и не дадут никаких реальных стимулов к развитию лесного хозяйства.

Журнал Крокодил, 1954, №9

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=26208&sid=0fbb5055812c55b256d6de980da87d90