Мінприроди підготувало зміни до правил введення надзвичайних ситуацій у зв’язку з лісовими пожежами

Мінприроди Росії підготувало правки до діючих правил введення надзвичайних ситуацій в лісах в зв’язку з лісовими пожежами. Поправки потенційно важливі, але через внутрішні протиріччя, що виникають в правилах, на практиці вони можуть не спрацювати. Посилання на проект, розміщений на сайті REGULATION:

Поправки вводять в пункт 1 Правил визначення надзвичайної ситуації, пов’язаної з лісовими пожежами:

” Для виконання цієї постанови надзвичайна ситуація в лісах, що виникла внаслідок лісових пожеж – це обстановка в лісах, на землях лісового фонду, землях оборони і безпеки, землях особливо охоронюваних природних територій, що склалася в результаті лісових та інших ландшафтних (природних) пожеж, які можуть спричинити або спричинили за собою людські жертви, шкоду здоров’ю людей або навколишньому середовищу, значні матеріальні збитки та порушення умов життєдіяльності людей “.

Виходячи з цього визначення, лісові пожежі катастрофічного масштабу, що діють в так званих “зонах контролю” в віддалених і важкодоступних лісах, однозначно повинні розглядатися як надзвичайні ситуації – оскільки викликане ними задимлення абсолютно точно завдає шкоди здоров’ю людей і призводить до людських жертв (зростання смертності серед вразливих груп населення).

Однак, в правилах зберігається пункт 2а (щодо НС муніципального характеру – з яких повинна починатися весь ланцюжок введення НС більш високих рівнів), в якому йдеться про те, що НС вводиться у зв’язку з лісовими пожежами, “щодо яких в установленому порядку не приймалося рішення про припинення або призупинення робіт з гасіння лісової пожежі “.

Таким чином, якщо виходити з нової формулювання пункту 1 – то найбільші пожежі-відмовники в “зонах контролю” є підставою для введення режиму НС в лісах, а якщо виходити з пункту 2 – то не є. Фактично в пропонованій новій редакції Правил щодо пожеж-відмовників пункти 1 і 2 прямо суперечать один одному.

Крім того, в правила вводиться вимога щодо строку прийняття рішення про введення НС муніципального або регіонального характеру – “протягом доби з дня виникнення обставин, що стали підставою для його введення”. Для міжрегіональних і федеральних НС терміни введення не встановлюються, що цілком відповідає тенденції, що склалася: чим вище рівень і повноваження керівника, що відповідає за охорону лісів та інших природних територій від пожеж – тим менший з нього попит і менше відповідальності.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=25979

***

(оригінал)

Минприроды России подготовило поправки к действующим правилам введения чрезвычайных ситуаций в лесах в связи с лесными пожарами. Поправки потенциально важные, но из-за возникающих в правилах внутренних противоречий на практике могут не сработать. Ссылка на проект, размещенный на сайте REGULATION:

О внесении изменений в Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года № 376

Поправки вводят в пункт 1 Правил определение чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами:

“Для целей применения настоящего постановления чрезвычайная ситуация в лесах, возникшая вследствие лесных пожаров – это обстановка в лесах, на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, сложившаяся в результате лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей”.

Исходя из этого определения, лесные пожары катастрофического масштаба, действующие в так называемых “зонах контроля” в удаленных и труднодоступных лесах, однозначно должны рассматриваться как чрезвычайные ситуации – поскольку вызываемое ими задымление совершенно точно причиняет ущерб здоровью людей и приводит к человеческим жертвам (росту смертности среди уязвимых групп населения).

Однако, в правилах сохраняется пункт 2а (насчет ЧС муниципального характера – с которых должна начинаться вся цепочка введения ЧС более высоких уровней), в котором говорится, что ЧС вводится в связи с лесными пожарами, “в отношении которых в установленном порядке не принималось решение о прекращении или приостановке работ по тушению лесного пожара”.

Таким образом, если исходить из новой формулировки пункта 1 – то крупнейшие пожары-отказники в “зонах контроля” являются основанием для введения режима ЧС в лесах, а если исходить из пункта 2 – то не являются. Фактически в предлагаемой новой редакции Правил в отношении пожаров-отказников пункты 1 и 2 прямо противоречат друг другу.

Кроме того, в правила вводится требование насчет срока принятия решения о введении ЧС муниципального или регионального характера – “в течение суток со дня возникновения обстоятельств, послуживших основанием для его введения”. Для межрегиональных и федеральных ЧС сроки введения не устанавливаются, что вполне соответствует сложившейся тенденции: чем выше уровень и полномочия руководителя, отвечающего за охрану лесов и других природных территорий от пожаров – тем ниже с него спрос и меньше ответственности.

Loading