Минприроды возобновило борьбу с сельским лесоводством и лесами на заброшенных сельхозземлях

Минприроды России возобновило борьбу с сельским лесоводством и с лесами, растущими на заброшенных сельхозземлях. Подготовленный им в феврале текущего года проект запретительных поправок к постановлению Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” получил отрицательное заключение по итогам оценки регулирующего воздействия и резко отрицательный итог общественного обсуждения на специализированном портале REGULATION (8 – “за” и 6260 – “против”). Несмотря на это, министерство подготовило очередную версию своих поправок, по сути такую же запретительную, как и раньше, и 1 декабря представило ее в Аналитический центр при Правительстве РФ для обсуждения в рамках так называемой “регуляторной гильотины” – без какого бы то ни было повторного общественного обсуждения.

Из новой редакции убраны некоторые очевидно безумные положения (например, требование проверки “правильности употребления и написания терминов и других знаковых средств, соответствия текста правилам русского языка” и возможность запретить собственнику земли хозяйствовать в своем лесу за допущенные грамматические ошибки), а также явное требование уничтожить весь лес в течение не более чем десяти лет. Тем не менее, в целом поправки по-прежнему имеют отчетливо запретительный и лесоистребительный характер. Поправки явно оптимизированы под крупномасштабную промышленную рубку бывших колхозных и совхозных лесов, и создают практически непреодолимые препятствия для мелкомасштабного лесопользования и ведения лесного хозяйства фермерами и иными малыми и средними землевладельцами. При этом для тех, кто попытается со своим лесом вписаться в новые правила, но не сможет преодолеть новые бюрократические препятствия – наказания за сам факт существования леса, мотивирующие собственников земли к его уничтожению, этими поправками усиливаются.

Разумеется, это еще далеко не конец истории. У сельского лесоводства много противников, но много и союзников. Прошлая попытка Минприроды запретить существование и выращивание лесов за заброшенных землях сельхозназначения провалилась – будем работать над тем, чтобы провалилась и эта. Никакого иного варианта рационального использования десятков миллионов гектаров заброшенных сельхозземель, обеспечения на них пожарной и санитарной безопасности, кроме как через развитие сельского лесоводства, все равно нет. То, что так настойчиво предлагает Минприроды – в любом случае тупиковый путь, вопрос только в том, какой ущерб министерство успеет причинить лесам, людям и стране в целом своими предложениями.

Ключевые положения новой редакции запретительных поправок к постановлению 1509

1. Существующий сейчас заявительный порядок развития лесоводства на сельхозземлях (в соответствии с действующей редакцией постановления 1509) меняется на разрешительный, причем обратиться за получением такого разрешения можно будет только до 1 октября 2022 года. Кто не успеет – тот, по предлагаемым Минприроды правилам, не сможет ни легализовать свой лес, ни заняться на пустующих землях лесным хозяйством, уже никогда.

2. Разрешение на существование леса на земле сельхозназначения и на ведение в нем какой-либо лесохозяйственной деятельности можно будет получить только для земельных участков, уже занятых более чем на 75% лесом, имеющим высоту более пяти метров и сомкнутость крон 0,8 и более. Это значит, что землевладельцы, чьи участки заняты сомкнутым лесом меньше чем на три четверти, по предлагаемым Минприроды правилам вообще никак легализовать свой лес не смогут, и будут обязаны или его уничтожить, или отказаться от своего земельного участка.

3. Решать, можно или нельзя собственнику земельного участка сохранить свой лес и вести в нем какое-либо хозяйство, будет специальная межведомственная комиссия, ответственность за создание и деятельность которой возлагается на Россельхознадзор – то есть как раз на то ведомство, которое может быть наиболее заинтересовано в сохранении запрета на сельское лесоводство, дающего обширные основания для штрафов, отъема земли и иных наказаний.

4. В случае, если собственник подаст заявку, но ему будет отказано в праве на лесоводство – его обязательно должны будут проверить на предмет “обязательного использования земельного участка в сельскохозяйственных целях и недопущения зарастания древесно-кустарниковой растительностью”, и, если он не уничтожит свой лес, привлечь за его существование к ответственности (на практике это означает штраф до 50 тыс. руб. с граждан и до 700 тыс. руб. с организаций, а потом отъем всего земельного участка).

5. Если собственнику будет дано разрешение, он сможет использовать свой лес только в соответствии с проектом освоения лесов, после прохождения государственной или муниципальной экспертизы и получения положительного заключения по проекту. При этом требования к экспертизе проектов по лесам на землях сельхозназначения устанавливаются значительно более жесткие, чем по лесам на землях лесного фонда: например, требуется обязательное “натурное обследование земельного участка, на котором расположены леса, в целях проверки содержания проектируемых мероприятий”.

6. Рубки малой площади (например, соответствующие текущей потребности собственника земельного участка в древесине, или мелкоконтурные для снижения негативного воздействия на лес и создания лучших условий для его возобновления) предлагаемыми правилами прямо запрещаются. Цитата: “леса, распложенные на землях сельскохозяйственного назначения, отводятся в рубку полностью, если площадь их не превышает предельные (максимальные) размеры лесосек, определенные в соответствии с правилами заготовки древесины, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации”.

7. Предлагаемые правила возлагают на собственника земельного участка большой объем бюрократической работы, связанной с учетом лесов, планированием и отчетностью (определение характеристик лесов перед подачей заявки и при составлении проекта освоения лесов, таксацию лесосек с обязательным сплошным перечетом, составление лесных деклараций, отчетов об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, и т.д.). Этот комплекс работ требует большой занятости специально обученных кадров, в том числе (с 1 марта 2023 года, согласно федеральному закону от 2 июля 2021 года № 304-ФЗ) – включенных в специальные федеральные реестры. Это выполнимо для крупных лесозаготовителей, например, ведущих рубку бывших колхозных и совхозных лесов – но трудновыполнимо или невыполнимо для мелких и средних землевладельцев, фермеров, сельхозпредприятий.

Почему Минприроды (и, очевидно, стоящие за ним Минсельхоз, Россельхознадзор, некоторые конкретные чиновники и депутаты) так ожесточенно борется с правом граждан и сельскохозяйственных организаций сохранять и выращивать лес на принадлежащих им землях сельхозназначения – понятно. Отсутствие такого права дает чиновникам возможность:

во-первых, “кошмарить” почти любого землевладельца и сельхозпроизводителя, особенно в Нечерноземье, поскольку в границах абсолютного большинства сколько-нибудь крупных земельных участков есть различные неудобья или непродуктивные земли, заросшие или зарастающие деревьями (а возможность “кошмарить” – это первое и необходимое условие для взимания так называемой “административной ренты”, позволяющей чиновникам и надзорным ведомствам неплохо жить даже при довольно низких официальных зарплатах и скромном бюджетном финансировании);

во-вторых, не привлекать внимания к чудовищной неэффективности существующей системы управления лесами, находящимися в государственной собственности (в первую очередь на землях лесного фонда) – поскольку первые же успешные примеры частного лесоводства покажут, что лесное хозяйство, избавленное от гнета безумных правил и бездарных чиновников, вполне может быть экономически самодостаточным, давать людям работу и необходимые лесные ресурсы, и при этом поддерживать леса в порядке.

Отрицательные последствия

Последствия принятия этих поправок будут в основном однозначно отрицательными. В результате, даже если предлагаемые Минприроды поправки будут приняты, не более чем через несколько лет их придется отменять – но даже за несколько лет эти поправки могут причинить стране огромный ущерб, а многие возможности для развития будут бездарно упущены. Наиболее очевидные и предсказуемые отрицательные последствия можно объединить в пять основных групп:

1. Лесные и ландшафтные пожары. Запрет на сельское лесоводство в сочетании с большими (до 700 тыс. руб.) штрафами и отъемом земельных участков за сам факт существования на них леса, вынуждает собственников и пользователей земель сельхозназначения уничтожать такие леса. А самым простым и дешевым способом уничтожения, особенно если это молодые и еще не до конца сомкнувшиеся леса, является сжигание. При этом поймать поджигателя сложно, а штраф за поджог (“нарушение требований пожарной безопасности”) для граждан невелик – до 3-4 тыс. руб., а собственник участка известен, штрафы за лес на один-два порядка выше, и наложить их технически проще. Когда приходится выбирать между низкой вероятностью штрафа до 4 тыс. руб. (если жечь) и высокой вероятностью штрафа до 50 или до 700 тыс. руб. (если жечь) – многие собственники выбирают первый вариант. В результате выжигание лесов на сельхозземлях является одной из важнейших причин ландшафтных пожаров в целом, и на сельхозземли приходится около трети от общей площади всех российских лесных пожаров.

2. Неиспользование важнейшего ресурса для сельского развития. В настоящее время площадь неиспользуемых земель сельхозназначения в России составляет около 76 миллионов гектаров, а при сохранении существующих тенденций, в том числе с учетом принятой госпрограммы “новой целины”, к началу 30-х годов превысит 100 миллионов гектаров. Даже если вовлечь в интенсивное лесоводство половину этих земель (около 50 млн. га – те, которые уже заросли лесом или находятся на разных стадиях зарастания), это позволит через два-четыре десятилетия выращивать до трехсот миллионов кубометров древесины в год – больше, чем ее сейчас рубится и воруется во всех российских лесах, и за счет этого в одном только секторе лесоводства создать и поддерживать до ста тысяч постоянных рабочих мест. Сельское лесоводство может стать второй по значимости для развития сельских территорий отраслью народного хозяйства, а во многих районах Нечерноземья – первой. Запрет на сельское лесоводство неизбежно усилит вымирание и запустение сельских территорий, ускорит необратимое бегство экономически активных граждан в города.

3. Невозможность увеличения поглощающей способности российских лесов. Если не считать мошенничества с исходными данными и методиками подсчета, существует всего три возможных способа существенного увеличения поглощающей способности российских лесов (в контексте Парижского соглашения, федерального закона и президентского указа об ограничении выбросов парниковых газов): лесоразведение на ранее безлесных землях, сокращение масштабов лесных пожаров, и сохранение диких лесов. Предлагаемые Минприроды поправки фактически перекрывают все три возможности сразу, запрещая сельское лесоводство, сохраняя мощную мотивацию к выжиганию заброшенных земель и лесов, и не позволяя заместить бесхозяйственное лесопользование в оставшихся диких лесах лесоводством на наиболее подходящих для него староосвоенных землях. В случае принятия предлагаемых Минприроды поправок к постановлению 1509 возможностей для реального увеличения поглощающей способности российских лесов не останется, а мошенничество с цифрами и методиками неизбежно рано или поздно вскроется.

4. Голод, растущая нехватка продовольствия. Борьба с сельским лесоводством и предлагаемые Минприроды поправки к постановлению 1509 связаны с еще более обширной сельскохозяйственной авантюрой – так называемой “второй целиной” (принятой в мае 2021 года госпрограммой “эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации”). По сути эта госпрограмма означает частичную переориентацию государства с “интенсивного” пути развития сельского хозяйства (смысл которого – в производстве сельхозпродукции, еды) на “экстенсивный” (смысл которого – в освоении максимальной площади земель). Поскольку современное сельское хозяйство вне тропиков заведомо дотационное, а деньги на его поддержку всегда ограничены – такая переориентация будет означать, что государство будет тратить больше денег на возвращение в сельскохозяйственный оборот менее удобных, доступных, продуктивных земель, и меньше – на поддержку уже работающих сельхозпроизводителей на лучших сельхозземлях. Это неизбежно приведет, особенно в сочетании с сопутствующими факторами (обнищанием населения, дефицитом профессиональных кадров, меньшей доступностью агрохимикатов, современных технологий и т.д.) к сокращению количества и доступности продовольствия. Это в полной мере подтверждается результатами прошлых аграрных авантюр, в том числе – целинно-кукурузных 50-х и 60-х годов прошлого века.

5. Холод, ужесточение дровяного кризиса. Чрезмерная централизация лесоуправления в сочетании с ужесточением лесных запретов и наказаний привели в большинстве регионов страны к дефициту и резкому росту стоимости одного из жизненно важных для сельского населения ресурсов – дров. Ситуация неизбежно ухудшится в следующем году в связи с вступлением в силу новых требований и ограничений, в частности, содержащихся в уже принятых федеральных законах от 4 февраля 2021 года № 3-ФЗ и от 2 июля 2021 года № 304-ФЗ. Последствия дровяного кризиса могут оказаться очень тяжелыми, вплоть до гибели от холода тысяч людей, в основном пожилых, в полузаброшенных лесных деревнях и поселках. Развитие сельского лесоводства помогло бы хотя бы частично решить эту проблему – а предлагаемые Минприроды поправки такую возможность почти полностью закрывают.

Положительные последствия

Положительные последствия предлагаемых Минприроды поправок тоже возможны, но они несоизмеримо малы по сравнению с отрицательными:

1. Временное сохранение отдельных важных для людей участков леса. В каких-то случаях запрет сельского лесоводства может усложнить или даже на время остановить рубку бывших колхозных и совхозных лесов на важных для людей участках, например – в ближайших окрестностях населенных пунктов (но он точно не остановит расчистку этих лесов под застройку, карьеры и т.д., поскольку эти виды деятельности регулируются другими законами и правилами, и постановление 1509 к ним прямого отношения не имеет). Зато если собственник или пользователь земли все-таки пройдет все формальные процедуры – то рубки, даже вблизи поселений, будут максимально большими, что прямо следует из предлагаемых поправок.

2. Понимание негодности причастных министерств и ведомств. Запрет на сельское лесоводство в сочетании с ужесточением наказаний за существование леса на землях сельхозназначения, усилением мотивов к сжиганию молодых лесов, проблемами с дровами и продовольствием, покажет еще большему количеству граждан, что существование таких огромных и ориентированных на собственные нужды министерств и ведомств, как Минприроды, Минсельхоз, Россельхознадзор, плохо сочетается с сельским развитием и благополучием жителей сельских регионов. И что для нормального развития сельских территорий и благополучной жизни людей на земле эти министерства и ведомства необходимо полностью ликвидировать, формируя вместо них компактные, профессиональные, ориентированные на развитие страны и благополучие людей новые органы исполнительной власти.

Ниже приводится новая (от 1 декабря 2021 года) редакция предлагаемых Минприроды поправок к постановлению 1509.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=26166&sid=6e4277135d6f853b7d2cf36e083bc420