Гринпис обратился к премьер-министру Мишустину с просьбой не подписывать подготовленные Минприроды поправки к постановлению от 21 сентября 2020 года № 1509

Гринпис обратился к председателю Правительства РФ М.В.Мишустину с просьбой не вносить в постановление от 21 сентября 2020 года № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” поправки, подготовленные Минприроды России и предусматривающие практически полный запрет на использование заброшенных земель сельскохозяйственного назначения для лесоводства. Ниже приводится текст обращения с обоснованием.

№ 21 / 1217
от 22 декабря 2021 года
Председателю Правительства Российской Федерации
Мишустину М.В.

Уважаемый Михаил Владимирович!

21 сентября 2020 года Вами было подписано постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”. Мы считаем, что это исключительно важный документ, создающий основу для развития целой новой подотрасли лесного комплекса – сельского лесоводства, связанного с выращиванием и рациональным использованием лесов на землях сельскохозяйственного назначения. Реализация этого документа позволит без ущерба для продовольственной безопасности страны (поскольку заброшены в основном наименее продуктивные и удобные сельхозземли) обеспечить в среднесрочной перспективе выращивание до 300 млн м³ древесины в год (в настоящее время объем учтенной заготовки древесины в российских лесах составляет около 220 млн м³ в год), рост поглощающей способности российских лесов за счет накопления запасов древесины и сокращения пожаров не менее чем на 300-400 млн тонн СО2-эквивалента в год, и дополнительную занятость населения за счет создания до ста тысяч постоянных рабочих мест в секторе лесоводства, и значительного количества дополнительных рабочих мест в лесоперерабатывающей промышленности.

К сожалению, в настоящее время эти возможности практически не используются, главным образом по двум следующим причинам:

из-за сохранения в действующем законодательстве противоречий, препятствующих развитию сельского лесоводства (в частности, ст. 123 Лесного кодекса РФ допускает существование лесов и ведение лесоводства на землях сельхозназначения, а ст. 77 и 78 Земельного кодекса РФ – не допускают);

из-за уже неоднократных (в феврале и в декабре 2021 года) попыток Минприроды России подготовить поправки к постановлению Правительства РФ от 21.09.20 №1509, создающие практически непреодолимые препятствия для развития сельского лесоводства, и предполагающие отмену введенного этим постановлением заявительного принципа использования заброшенных сельхозземель для лесоводства.

Утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 не включает лесоводство в относящийся к землям сельхозназначения раздел “Растениеводство”, а постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 № 1482 относит наличие леса или некоторых типичных лесных растений к числу признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства. Это дает основание для наложения на собственников земель крупных штрафов (до 50 тыс. руб. с физических лиц и до 700 тыс. руб. с юридических), и в дальнейшем для изъятия земельных участков.

Для того, чтобы избежать штрафов и изъятия земель, собственники земельных участков вынуждены очищать их от молодой древесной поросли, главным образом путем выжигания, а собственники невыделенных земельных долей (паев, общей площадью около 17 млн. га) – так и сохранять свои земельные доли невыделенными, с неустановленными границами и не оформленным в полной мере правом собственности.

В результате мощный ресурс для сельского развития, для обеспечения сырьем лесного комплекса, увеличения поглощающей способности и улучшения средообразующих функций российских лесов, не только не используется сколько-нибудь эффективным образом, но и просто бессмысленно уничтожается опасными способами. Оценочно, исходя из данных дистанционного мониторинга, около трети от общей площади лесных пожаров 2021 года пришлось на земли сельскохозяйственного назначения и растущие на них леса, и именно эти пожары и дым от них создают обычно наибольшую угрозу для поселений, объектов инфраструктуры, жизни и здоровья людей.

Из имеющихся сейчас примерно 76 миллионов гектаров заброшенных сельхозземель, пригодных для лесоводства, вернуть в сельскохозяйственный оборот в рамках утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 г. № 731 государственной программы предполагается только 13,2 млн. га. Даже с учетом необходимого резерва на будущее, по меньшей мере 50 млн. га таких земель можно использовать для лесоводства, и в большинстве случаев это единственно возможный в долгосрочной перспективе вариант эффективного вовлечения таких земель в экономику. Предлагаемые Минприроды России поправки, направленные на фактический запрет сельского лесоводства, смогут задержать развитие этой подотрасли лесного комплекса не более чем на несколько лет. Но даже за эти несколько лет запрет может нанести огромный ущерб – как в виде упущенных возможностей для социально-экономического развития сельских территорий и роста поглощающей способности лесов, так и в виде прямых потерь от пожаров, связанных с вынужденным уничтожением таких лесов.

В связи с этим просим Вас не вносить в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” поправки, подготовленные Минприроды России и предусматривающие практически полный запрет на использование заброшенных земель сельскохозяйственного назначения для лесоводства.

Исполнительный директор С.А.Цыпленков

Крупные штрафы и угрозы отъема земли сельхозназначения за сам факт наличия на ней участков леса или некоторых типичных лесных растений вынуждают собственников уничтожать леса, главным образом путем сжигания вместе с сухой прошлогодней травой. Это служит одним из важнейших источников крупных лесопожарных катастроф, в том числе с переходом огня на поселения, торфяники, инфраструктуру и “официальные” леса, с задымлением городов и поселков. За год в России при лесовосстановлении и лесоразведении высаживается около семисот миллионов сеянцев и саженцев лесных деревьев (в 2021 году, по предварительным данным – около 730 миллионов), а подобными палами на землях сельхозназначения ежегодно бессмысленно убивается несколько миллиардов молодых деревьев. Предлагаемые Минприроды поправки приведут к уничтожению огромных площадей сельских лесов и значительному росту пожарной опасности

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=26222&sid=60f8e42cd8daa7f700746268aed200d3