Министерство экологии нуждается в кадровых изменениях

27 августа, 2021, 12:22

С 2014 года Украина с переменным успехом выполняет Соглашение об ассоциации с ЕС. В структуре Соглашения одними из наиболее актуальных и значимых являются экологические вопросы. От того, как они будут решены, зависит будущее украинской экономики и отечественного экспорта на европейском рынке.

По состоянию на конец августа можно смело утверждать, что национальная экологическая повестка провалена. Все, что удалось сделать Министерству экологии, это утвердить Второй национально-определенный вклад Украины в Парижское соглашение. В этом документе наша страна взяла на себя обязательство снизить выбросы СО2 к 2030 году на 65% от показателей 1990 года. Выполнение этих обязательств обойдется нам в 102 млрд евро, которых нет ни у государства, ни у бизнеса. 

Изначально в НОВ2 вообще не упоминалось, из каких источников Украина планирует взять указанную сумму. И только благодаря Минэкономики, в документе появился пункт о привлечении международных финансовых ресурсов. Правда, откуда именно будут взяты эти ресурсы и какими будут механизмы их привлечения, до сих пор неясно. Именно такой, по сути сырой НОВ2, Минэкологии планирует презентовать в конце этого года на климатическом саммите в Глазго. Для сравнения: ЕС планирует к указанной дате снизить выбросы на 55%, выделяет на это 1 трлн евро, поступление и использование которых регламентируется специальной программой «Fit to 55». Разница в подходах — очевидна.

Громкий провал Минэкологии с продвижением в парламенте законопроекта №4167 о промышленном загрязнении наглядно показал, что министерство не смогло найти общий язык с бизнесом. Формирование экологической повестки с помощью ультиматумов промышленникам – явно тупиковый путь. В Евросоюзе успех экомодернизации стал возможным благодаря эффективному партнерству межу государством и частным капиталом. Руководство Минэкологии не понимает, что санкции и штрафы никогда не помогут декарбонизировать украинскую экономику. Бизнесу необходимо предоставлять фискальные и финансовые стимулы, а также системную поддержку через специальные фонды, как это происходит в ЕС.

Провал Минэкологии в сфере декарбонизации не случаен. По другим направлениям также наблюдается застой. Нерешенными остаются такие важные вопросы, как рост вредных выбросов из-за наплыва «евроблях», которые завозят по льготным ставкам НДС; отсутствие системной переработки отходов; масштабная вырубка лесов; нецелевое использование средств, полученных от эконалога и др. Для меня очевидно, что нынешний министр и его команда не справились с поставленными задачами. Чтобы актуализировать национальную экологическую повестку, в Минэкологии следует провести кадровые перестановки.

Муса Магомедов, народный депутат Украины